Создатель аппарата для автоматизированной продажи SIM-карт обвинил Tele2 в незаконном использовании торговой марки.
Вы когда-нибудь называли множительный аппарат ксероксом? А ведь в конце восьмидесятых и начале девяностых некоторые вовсю занимались ксерокопированием или хоть раз в жизни отсксерили что-нибудь на каком-нибудь копире фирмы Hewlett-Packard. Расскажи об этом какая-нибудь компания, она могла бы, возможно, получить иск от держателей прав на торговую марку Xerox.
Похожая история происходит сейчас на российском рынке. Причиной спора послужил конфликт, возникший между Tele2 и основателем сервиса ChekU Артемом Субботиным из-за использования слова «симкомат» в пресс-релизе компании.
Словом этим русскоязычные пользователи пользуются сравнительно активно — Google легко находит 30 тысяч упоминаний. Есть соответствующая заметка «Симкомат» в Википедии. Симкоматы самых разных производителей и моделей получили небольшое, но заметное распространение в мире.
Не удивительно, что в Tele2 в этом году решили тоже поэкспериментировать с торговой автоматикой, и поставили аппарат по реализации SIM-карт одного из партнеров оператора, забрендировав его в цвета Tele2, В выпущенном по этому случаю пресс-релизе компания называла торговый автомат словом «симкомат».
Было это в начале июля 2018 года. Вскоре после этого Артем Субботин «обвинил мобильного оператора Tele2 в противозаконном использовании принадлежащего ему товарного знака «симкомат».
Да, есть еще у человечества такая практика, как регистрация прав на товарные знаки. Обычно, если кто-то пытается оформить в качестве товарного знака слово, которое уже вошло в практику употребления, в регистрации оказывают. Но в данном случае заявка подавалась Субботиным в 2013 году и в 2015 году в Роспатенте сочли, что слова «симкомат» в нашей стране никто не слыхивал. Странно… Ведь уже много лет были банкоматы. Да и «постоматы» постепенно получали распространение. Учитывая, что SIM-карты на российском рынке быстро трансформировались в симки, не было сомнения, как люди будут именовать любой аппарат, раздающий SIM-карты. Так или иначе, но «охранная грамота» была выдана.
Кроме того, неудовольствие г-на Субботина вызвал тот факт, что Tele2 заявлял, что «стал первым мобильным оператором страны, который начал использовать симкоматы с системой распознавания лиц».
Уж сколько лет журналисты твердят пиарщикам, что использование слова «первым» должно быть табуировано, но их хоть хлебом не корми, но только дай сделать подобное, зачастую сомнительное заявление. Вот и на этот раз возмущение у изобретателя вызвал тот факт, что еще в 2013 году в Удмуртии появился первый аппарат по продаже SIM-карт с «биометрической функцией». Проще говоря, потенциальному покупателю симки нужно было предъявить аппарату свой паспорт, чтобы был сделан его скан. Достаточно для того, чтобы говорить о биометрии?
Свои претензии Артем Субботин оформил в письменном виде и направил в Tele2, откуда, согласно тексту поступившего в редакцию MForum.ru пресс-релиза компании «Терминальные решения», ему так и не поступило никакого ответа. Выждав в течение месяца, Артем на днях обратился с иском на 1 млн рублей в Арбитражный суд. Воспроизведем текст пресс-релиза для вашего внимания: «.pdf».
Редакция MForum.ru обратилась в Tele2, чтобы выяснить позицию оператора в данном конфликте. На запрос любезно ответила Ольга Галушина, руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2:
«Компания Tele2 не является собственником терминала и технологии автомата по продаже SIM-карт. Разработчиком комплексного программного решения и интерфейса, а также патентодержателем технологии является компания GoldenSIM. Именно она разработала умные ID-терминалы с использованием оборудования SAGA Technologies, а также технологий ABBYY и VisionLabs для оформления SIM-карт в режиме самообслуживания. На этапе выбора поставщика мы проверили юридическую документацию Golden SIM и считаем, что она полностью соответствует юридическим требованиям.
Технология, использованная в Республике Удмуртии в 2013 году, не относилась к типу биометрической системы распознавания лиц. Упомянутый комплекс всего лишь сканировал фото документа, но его дистанционно сверял с лицом владельца паспорта реальный человек. Биометрические технологии ABBYY и VisionLabs, на базе которых работает симкомат, совсем новые. Поэтому в 2013 году использование биометрии в аналогичном комплексе было в принципе невозможно.
Что касается слова «симкомат», то оно является нарицательным существительным, и уже давно активно используется в СМИ и интернете как синоним автоматизированного решения по продаже SIM-карт. С таким же успехом можно было бы запатентовать понятия «банкомат», «постомат» и т.д.»
Решение по иску, конечно, будет принимать суд. Суду стоило бы отменить регистрацию «торговой марки» Роспатентом, как не соответствующую реалиям рынка. А в целом складывается впечатление, что от автоматов по продаже SIM-карт пока что куда больше проблем, нежели, чем реальной пользы. В 2013 году они «не взлетели», было слишком мало желающих пользоваться такой техникой. И все равно не факт, что такая техника окупится за срок своей службы. Может быть поэтому такие аппараты так и не стали пока массовым явлением на российском рынке?