До сих пор в отрасли автоматической торговли существовал определенный консенсус в отношении возможностей торговых автоматов изменять предпочтения покупателей. Согласно этому мнению, торговые автоматы очень слабо влияют на предпочтения покупателей. Теперь исследование, проведенное NHS и Департаментом здравоохранения и социального обеспечения Великобритании, показало обратное: торговые автоматы действительно влияют на наши предпочтения.

В частности, исследование показало, что предложение более здоровых продуктов и напитков в торговых автоматах приводит к росту потребления более здоровой пищи, большего количества воды, обезвоженных фруктов и менее гиперкалорических или сладких продуктов.

Как влияет вендинг на наши предпочтения

Исследование также утверждает, что уменьшение количества сладких продуктов, и введение в ассортимент более здоровых продуктов и напитков позволило снизить потребление сахара и калорий пациентами и работниками больницы, которая участвовала в исследовании.

Это исследование было проведено в одной из самых солидных больниц в Соединенном Королевстве NHS, которая уже имеет 632 торговых автомата в своих 105 больницах, с целью предоставления здорового питания.

В ходе исследования обычные закуски и напитки были исключены из 11 торговых автоматов. Их заменили более здоровыми продуктами и напитками, разместив их таким образом, чтобы они были на виду. Результаты этого эксперимента были следующими:

— Продажи бутылок с водой увеличились на 54%
— Продажи сладких напитков упали на 38%.
— Продажа картофеля фри рухнули на 67%.
— В среднем за счет новых продуктов, удалось снизить на 25% сахар и на 26% потребление калорий, которые были бы проданы с обычными продуктами.
— Прибыльность осталось почти на том же уровне, прибавив 6%

Здравоохранение Соединенного Королевства, которое оценивало результаты эксперимента, заявило в этой связи, что изменение пищевого профиля в торговых автоматах может, несомненно, способствовать снижению уровня ожирения у персонала, посетителей и пациентов.

Как влияет вендинг на наши предпочтения

«Торговые автоматы очень распространены в больницах Великобритании. У них есть свой устоявшийся рынок и спрос, который подвержен воздействию продуктов питания и напитков, богатых жирами, солями и сахарами», — говорит Тим Чадборн, руководитель исследования: «Это исследование показывает, что выбор здоровой пищи может быть как прибыльным, так и полезным для здоровья».

В течение последних лет наблюдалось некоторое давление на больницы в Соединенном Королевстве, чтобы уменьшить количество сахара, жиров и солей, которые можно найти в их магазинах, кафе и в торговых автоматах, и неудивительно, поскольку в прошлом году они по оценкам: 25% медсестер, 14% всего медицинского персонала и 32% остальных работников больницы… страдают ожирением.

Дискуссия продолжается

Разумеется, дискуссия о том, какая должна быть роль торговых автоматов в общественном здравоохранении, остается открытой. По крайней мере в Великобритании, в России подобных дискуссий не ведётся вовсе.

С одной стороны, аргументы, которые напоминают нам о том, что вендинговая индустрия — это, прежде всего, отрасль с экономическим, а не с оздоровительным эффектом. И такое мнение преобладает. Пока. И подобное мнение имеет свои аргументы: ограниченные возможности торговых автоматах в плане увеличения ассортимента. А стоит ли заменять в ассортименте то, что и так продаётся?

Кроме того, такой аргумент также влияет на идею о том, что торговый автомат — это еще одна точка распространения, которая конкурирует с кофейнями и супермаркетами поблизости, предполагая, что если пользователь не найдет то, что он ищет в торговом автомате, то отправится туда, где найдёт.

Существует и мнение, что вендинг – это канал импульсного, случайного потребления, и что, в отличие от супермаркетов или кофеен, в вендинге спрос и продажи непредсказуемы. Именно это и смущает бизнес. И не только в Великобритании. Да, мода и спрос на здоровое питание и напитки однозначно присутствует и растёт. Но, стоит ли по этой причине менять ассортимент операторам вендинга? И подобные исследования говорят о том, что попытаться всё же стоит.

Кроме того, хотя целью вендинга является получение прибыли, как и в любом другом нормальном бизнесе, стоит упомянуть, что он во многих случаях нацелен на невольные среды, где нет других вариантов, и где он может нести на себе определенную политику социальной ответственности. В России такой средой являются школы и другие учебные заведения, например.