В любом случае это позитивное событие для рынка вендинга в России. Один из крупнейших владельцев торговых автоматов в РФ группа Uvenco может стать совладельцем крупного новосибирского вендингового оператора «Кофейро». Сделка позволит Uvenco быстрее выйти в новый регион и расширить географическую базу под новые проекты. Эксперты ждут ускорения консолидации на рынке по мере вытеснения с привлекательных локаций операторов с устаревшим оборудованием.
Натан Белоцерковский, сын основателя группы Uvenco Бориса Белоцерковского, стал совладельцем нескольких структур, связанных с новосибирским вендинговым оператором «Кофейро». Как следует из данных ЕГРЮЛ, Натан Белоцерковский получил по 40% в ООО «Кофейро» и ООО «СТС-Кофейро», а также 36% в ООО «Кофейро-трейд». Совладельцем первых двух компаний с долями 30% и 45% соответственно выступает новосибирский предприниматель Константин Валов. В «Кофейро-трейд» 40,5% контролирует Татьяна Валова.
«Кофейро» называет себя крупнейшим игроком на вендинговом рынке Западной Сибири. По собственным данным, управляет более чем 250 торговыми автоматами. Также занимается дистрибуцией кофе, чая и сопутствующих товаров. У Uvenco под управлением 15 тыс. автоматов, завод по производству оборудования Unicum в Санкт-Петербурге и пр. В 2019 году оборот группы вырос на 15%, до 4 млрд руб. год к году, сообщал представитель Uvenco.
Гендиректор Uvenco Арвидас Алутис говорит о том, что группа рассматривает возможность развития в Новосибирске совместно с партнером и находится в переговорах с «Кофейро». Подробности в Uvenco не предоставили
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает примерную стоимость «Кофейро» до 100 млн руб. с учетом дистрибуторского бизнеса, бренда, клиентской базы и пр. По его словам, для Uvenco выход в регион через сделку с местным игроком даст прежде всего преимущество в скорости: развитие через установку собственной сети автоматов было бы дольше и сложнее. Запуск в Новосибирске, продолжает эксперт, также обеспечит Uvenco федеральное покрытие, что повысит интерес поставщиков и даст дополнительную базу для развития нового проекта группы — киосков самообслуживания Self. За 2020 год Uvenco хочет увеличить их число с 450 до 1,5 тыс. точек, а оборот с 0,3 до 1 млрд руб., рассказывали в компании.
По оценкам Европейской ассоциации вендинга, на конец 2018 года в России было 177,8 тыс. торговых автоматов, оборот которых был 52,9 млрд руб. Год к году показатели выросли на 3,8% и 3,5% соответственно. Помимо Uvenco к числу крупных российских игроков ассоциация относит ГК «Вавилон-вендинг», Vendex (по собственным данным, управляет более 2 тыс. автоматов) и пр. При этом, как отмечает собеседник “Ъ” на рынке, отрасль крайне сегментирована: наряду с крупными игроками работает множество небольших предпринимателей. Интерес к вендингу между тем проявляют и непрофильные игроки. Так, сеть «Вкусвилл» запустила торговые автоматы на станциях Московского центрального кольца, в частных школах и т. д. А компания «Мобильные технологии торговли», среди совладельцев которой структура Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, начала устанавливать автоматы с едой и напитками в московских вузах и на стадионах.
Как отмечает господин Бурмистров, хотя до сих пор заметных M&A сделок на российском вендинговом рынке не было, консолидация может начаться быстро. Самые привлекательные места будут занимать современные киоски самообслуживания, вытесняя традиционные автоматы, стимулируя владельцев последних оптимизировать или продавать бизнес, рассуждает он. Основатель киосков DC Daily Илья Филимонов отмечает, что интерес для приобретения могут представлять только относительно крупные операторы, покрывающие целый регион с собственным сервисным центром, а не владельцы разрозненных точек.
Источник: Коммерсантъ