За последний год цены на кофе взлетели до небес и это ещё не предел… есть ещё космос. Кто, как и сколько зарабатывает на мировом кофейном рынке? Интересными цифрами на своём примере поделилась итальянская Altromercato.

В то время как Министерство сельского хозяйства США оценивает падение мирового производства кофе на 11 миллионов мешков в 2021/2022 по сравнению с предыдущим годом, в основном из-за того, что в период с 2019 по 2020 год арабика, выращенная в Бразилии, достигла своего минимума в двухлетнем цикле, с другой стороны, наблюдается рост глобального потребления кофе, оцениваемого на 1,8 миллиона мешков.

Столкнувшись с этим сценарием, при котором с 2019 года цены на кофе, измеряемые ежемесячно Международной организацией кофе (ICO), имеют тенденцию к росту, Альтромеркато ставит многое под сомнение и призывает к необходимости большей осведомленности.

«Только в 2021 году мы уже импортировали 500 000 кг зеленого кофе из 8 стран. В последние годы на производство повлияли изменение климата, появление новых вредителей и болезней растений, а также, в некоторых случаях, социальные и экономические последствия Covid.

С повышением стоимости кофе во всем мире становится еще более важным глубоко знать динамику, в которой участвуют производители, признавая ценность их работы и непрерывность отношений, несмотря на колебания рынков, но также и уважение к окружающей среде за счет сохранения биоразнообразия и поощрения органического производства», — говорит Алессандро Франческини, президент Altromercato.

«Недавнее признание на 18-м выпуске Премии Aretè первой премией в бизнес-категории, присужденной Altromercato, вознаграждает и еще больше усиливает наши усилия в том, чтобы каждый день ставить потребителя перед выбором, который может иметь значение для него, для сообществ и для нашей планеты».
Большинство закупок кофе у Altromercato происходит из Мексики, в частности, у UCIRI, у Majomut Union и кооператива Tzeltal с весом 117 990 кг, на втором месте Никарагуа с кооперативом Cecocafen с 88 883 кг и на третьем месте Эфиопия с 77 836 кг зелени. кофе, приобретенный в 2021 году у кооперативного союза фермеров Сидамы (SCFCU).

В своей политике Altromercato признает, например, в случае Caffè Manifesto, что 35% выручки уходит производителям на прямую выплату тем, кто выращивает и обрабатывает сырье или готовый продукт, и на поощрение проектов для местных сообществ.

Остальная часть «прозрачной цены» Altromercato расходится так: 31% до магазинов, которые занимаются распределением и 11% для вспомогательных расходов, которые включают в себя транспортировку, страхование, сертификацию, обработку и анализ и, наконец, 22% предназначено для Altromercato.

«Наша цена складывается из частей, которые позволяют оценить ценность работы каждого. Стоимость для производителя в среднем выше рыночных цен и устанавливается вместе для получения справедливой компенсации, которая может учитывать лучшее качество и достоинство жизни. Наши партнеры также уверены в том, что смогут установить стабильные и длительные отношения, основанные на прозрачности и доверии. Эта стоимость включает бонусы за справедливую торговлю, который поддерживает развитие местных сообществ, и дополнительный бонус за все сертифицированные органические продукты. Маржа Altromercato позволяет нам проводить все исследования, производство, импорт, сотрудничество, информационную и рекламную деятельность, которые являются неотъемлемой частью предложения Fair Trade.

Справедливая цена кофе отражается в магазинах. Все эти аспекты гарантируют, что цена… действительно подходящая для всех», — заключает Алессандро Франческини, президент Altromercato.

Интересная история. С одной стороны, Алессандро Франческини, как бы оправдываясь за все кофейные бренды, пытается донести до аудитории следующее «Ребята, мы не так много и зарабатываем всего 22%» чтобы обвинять нас в подорожании кофе. Допустим и правда… 22% является вполне приемлемой прибылью. Но во всей этой цепочке мы видим, что реальные фермеры и производители кофе получают за свой труд не более 35%… т.е. они как получали свои 35% годами так их и получают. И это ещё максимум. В некоторых кофейных цепочках такой процент составляет и 15, и 10. Остальные 65%-85% съедает масса «нужных» посредников.

Похоже, что мировому рынку кофе пора кардинально меняться… и он уже начинает меняться. Многие кофейные фермерские хозяйства переходят к стадии обжарки и открытию собственных интернет-магазинов с доставкой по всему миру. В этом случае они могут увеличить долю своих процентов хотя бы до 50-60% что важно для их выживания. И фермерам хорошо и конечному покупателю дешевле.

Мы пока ещё к этому не привыкли, так как мировые кофейные бренды как те «азербайджанцы на рынках» скупают на корню весь кофе у фермеров. Эти бренды зомбируют нас рекламой, а потом ещё и делают социальную рекламу «мы помогаем фермерам». Но… похоже, что фермерские хозяйства всё же хотят уйти от этого «кофейного рабства» и создавать свою историю. Мы стоим на пороге глобальных изменений на мировом рынке кофе, изменений, когда роль мировых кофейных брендов и посредников до них… будет всё менее значимой. В противном случае… скоро кофе превратится в напиток для избранных.