Соответствующее постановление об эксперименте опубликовано на официальном портале правовой информации. Эксперимент по маркировке отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе соков, пройдет в России с 1 июня по 31 августа 2023 года, соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

«Значительная часть будущих участников эксперимента являются участниками оборота упакованной воды и пивоваренной продукции, которые уже подлежат обязательной маркировке. Такие участники обладают опытом работы с маркировкой и необходимыми техническими решениями», — прокомментировали в пресс-службе Минпромторга РФ.

Всего о готовности принять участие в эксперименте заявили более 10 компаний, сообщили ТАСС в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы цифровой маркировки «Честный знак»). Как отметил заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов, для проведения пилотного проекта все готово: технологии уже отработаны в других товарных группах — вода, молоко, пиво. Сложностей с его проведением не ожидается, на рынке достаточно необходимого оборудования и расходных материалов.

«Многие производители уже внедрили маркировку других видов товаров, которые они производят, и уже умеют работать с «Честным знаком», понимают процессы, связанные с маркировкой. По нашим данным, таких более 60% от общего числа. При этом в условиях введения акциза на сладкие напитки именно маркировка может стать действенным механизмом его администрирования и создать равные конкурентные условия для легальных производителей», — подчеркнул он.

Согласно данным исследований Высшей школы экономики, которые приводят в ЦРПТ, за последний год доля фальсификата и контрафакта на рынке соков и сладких вод выросла на одну пятую и на сегодняшний день составляет более 12%. Маркировка позволит покупателям проверять легальность приобретенной продукции в бесплатном приложении «Честный знак». С его помощью можно ознакомиться с сертификатами соответствия и подать жалобу в случае обнаружения нарушения, подчеркнули в ЦРПТ.

Что касается цен, то пилотный проект не скажется на стоимости напитков: коды маркировки будут предоставлены бесплатно, а участие в нем добровольное. Если маркировка станет обязательной, она также не окажет значимого влияния на цены: роста стоимости не произошло ни в одной из 11 маркируемых групп товаров, объяснил Юсупов. Согласно данным центра отраслевой экономики «НИФИ» Минфина РФ, рост конечной стоимости продукции в результате введения маркировки не превысит 1% за шесть лет.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 № 858

«О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков»

Ознакомиться можно здесь