До вступления в силу постановления EUDR о продуктах, не причастных к вырубке лесов, осталось всего четыре месяца. Европейские кофейные компании должны убедиться, что их цепочки поставок соответствуют новым требованиям. Это постановление запрещает импорт кофе в Европейский Союз, если существует вероятность того, что он был выращен на землях, пострадавших от вырубки лесов. Для соблюдения правил важно обеспечить полную отслеживаемость вплоть до фермы происхождения и внедрить системы управления, которые гарантируют как это отслеживание, так и полную прозрачность данных. Несоблюдение может привести к суровым наказаниям: от значительных финансовых штрафов до конфискации кофе.
Начиная с 30 декабря 2024 года Европейский Союз вводит в действие Регламент (ЕС) 2023/1115, который запрещает маркетинг и экспорт кофе и другого сырья из ЕС, если их производство связано с вырубкой или деградацией лесов. Это постановление, известное как Закон ЕС о борьбе с вырубкой лесов (EUDR), направлен на сокращение выбросов парниковых газов и прекращение потери биоразнообразия во всем мире. Таким образом, по оценкам, правильное применение EUDR позволит сократить выбросы CO2 как минимум на 32 миллиона метрических тонн в год и предотвратить потерю примерно 250 000 гектаров леса.
Продукты, на которые распространяется действие EUDR
EUDR, опубликованный 9 июня 2023 года в Официальном релизе ЕС, изначально затрагивает кофе и его производные, а также шесть других товаров: соевые бобы, говядину, пальмовое масло, древесину, какао и каучук. Этот новый регламент налагает строгие требования на компании, которые продают эту продукцию на территории Европейского Союза или экспортируют её с его территории. Компании должны продемонстрировать, что их продукция не связана с вырубкой лесов и соответствует законам стран происхождения. Это существенное изменение повлияет на глобальные цепочки поставок и бизнес-операции крупного, среднего и малого бизнеса.
Компании, которые обязаны соблюдать правила
EUDR налагает обязательства на два типа участников кофейной цепочки. С одной стороны, существуют операторы, в число которых входят импортёры, торговцы и экспортёры кофе, ответственные за внедрение кофе на европейский рынок или его экспорт из ЕС. С другой стороны, есть торговцы, которые покупают эту продукцию у операторов и распространяют её внутри Евросоюза. В кофейной индустрии торговцами могут быть обжарщики или розничные продавцы, которые продают кофе конечным потребителям. Обе группы должны гарантировать, что их продукция соответствует правилам EUDR и не связана с деградацией лесов.
Обязательства компаний, желающих представить свой кофе в Европе
Операторы любого размера и крупные торговцы должны соблюдать следующие обязательства, установленные Coffee Forum:
Создать и поддерживать систему комплексной проверки (DDS). Эта система требует сбора всей обязательной информации из цепочек поставок, оценки рисков вырубки лесов и несоблюдения соответствующего законодательства в странах происхождения на основе этой информации и снижения обнаруженных рисков. Торговцы МСП освобождаются от ведения SDD.
Опубликовать систему комплексной проверки: Хотя это требование не распространяется на МСП. Подать декларацию о комплексной проверке (DDD) для каждого продаваемого продукта.
Делитесь соответствующей информацией: Компании должны делиться соответствующей информацией с нижестоящими операторами и торговцами в цепочке поставок, включая ссылочные номера декларации комплексной проверки (DDD). Это касается и малого и среднего бизнеса.
Совместная ответственность за соблюдение правил. Любая компания, которая использует предварительное заявление для поддержки своей продукции, несёт совместную ответственность за соблюдение правил. Например, если обжарщик полагается на декларацию импортера, оба несут юридическую ответственность.
Предоставление информации властям: Компании должны быть готовы предоставить информацию, которую требуют власти, и сотрудничать в вопросах контроля и аудита для обеспечения соблюдения правил.
В этом смысле, чтобы соответствовать обязательствам, налагаемым EUDR, обжарщики должны продемонстрировать, что их продукция не происходит из вырубленных лесов территорий после 31 декабря 2020 года. Это требует внедрения системы комплексной проверки, охватывающей сбор информации, оценку рисков и принятие мер по их смягчению. Кроме того, они должны управлять и хранить полученные данные безопасным и организованным образом.
Санкции за несоблюдение EUDR (статья 25)
Статья 25 EUDR устанавливает, что государства-члены будут определять режим санкций за любое нарушение Регламента, включая:
Штрафы: Минимальная сумма 4% от годового оборота, увеличивающаяся в случае рецидива, чтобы гарантировать, что штраф превышает любую экономическую выгоду, полученную незаконным путём.
Конфискация продукции: продукция задействованного оператора или продавца может быть конфискована.
Конфискация доходов : Доходы, полученные от продажи соответствующей продукции, могут быть конфискованы.
Временное исключение: до двенадцати месяцев исключения из процедур государственных закупок и доступа к государственному финансированию, включая субсидии и концессии.
Временный запрет: Запрет на размещение на рынке, коммерциализацию или экспорт соответствующего сырья и продуктов в случае серьёзного нарушения или повторения.
Запрет на упрощённую процедуру комплексной проверки: В случае серьёзного нарушения или его повторения использование упрощённой процедуры комплексной проверки, установленной в статье 13, может быть запрещено.