На сегодняшний день мало кто будет отрицать, что вендинговый бизнес является рентабельным и перспективным направлением. Однако многие вендинговые операторы сталкиваются с рядом проблем, которые снижают эффективность данного бизнеса. Одной из такой проблем является отсутствие возможности осуществлять постоянный и оперативный контроль работы торговых автоматов. Особенно это актуально для владельцев, имеющих крупные (сотни единиц) сети торговых автоматов. Как следствие этой проблемы — у владельцев отсутствует возможность оперативно получать информацию о состоянии торгового автомата, в частности: работает или выключен, текущее количество продаж, прием денежных средств в данный момент времени (необходимо для проверки сообщений клиентов о невыдаче товара) и др. Кроме того, без этой оперативной информации весьма затруднительно формировать статистические данные о работе торговых автоматов, например, общее время простоя автомата и сумма продаж за период (час, сутки, неделя, месяц), а также проводить анализ с целью выявления спроса на отдельные группы товаров в зависимости от сезонности и места установки автомата и др.
Решением этой проблемы могло бы служить внедрение специальной системы мониторинга работы торговых автоматов, которая позволила бы в режиме online обеспечить сбор и систематизацию данных о работоспособности и совершенных продажах торгового автомата и оперативно предоставлять их владельцам торговых автоматов.
В этой связи хочется обратить внимание на опыт Беларуси. Здесь с 1 июля 2012 года внедрена система контроля торговых автоматов (далее – система). Система была создана в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в котором содержалось требование, согласно которому с 1 июля 2012 г. применение автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, оснащенных купюроприёмником, для продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг возможно только со встроенным кассовым оборудованием либо со средством контроля налоговых органов (СКНО).
Система состоит из двух компонент – центра обработки данных (ЦОД), где обеспечивается сбор и обработка данных (транзакций) о работе торговых автоматов, и самого СКНО, которое устанавливается непосредственно в торговый автомат, подключается к купюроприемнику и обеспечивает поддержку логических протоколов и физических интерфейсов MDB и PULSE в соответствии с действующими на них нормативными техническими документами. Передача данных СКНО осуществляется в режиме реального времени (online) по сети передачи данных, организованной оператором сотовой электросвязи с использованием цифрового стандарта GPRS, применением механизмов и средств защиты данных, а также специально разработанных протоколов обмена. При возникновении проблем со связью устройство СКНО обеспечивает сохранение данных в энергонезависимой памяти и при возобновлении связи осуществляет передачу накопленных данных в ЦОД в пакетном режиме, после чего продолжает работу в режиме online.
По сравнению с кассовым оборудованием система имеет неоспоримые преимущества, что в принципе и подтвердилось – практически все владельцы торговых автоматов выбрали вариант с установкой СКНО. В настоящее время к системе подключено около 1700 торговых автоматов и их число продолжает расти. Осенью ожидается новая волна подключений, обусловленная сезонностью и началом работы учебных заведений, кроме этого, многие владельцы торговых автоматов, которые выбрали выжидательную позицию и изначально не подключались к системе, теперь склоняются к решению в пользу системы.
Владельцы торговых автоматов, подключившие торговые автоматы к системе, получили следующие возможности:
— оперативно получать достоверные данные о денежном обороте каждого торгового автомата;
— осуществлять контроль инкассированных сумм, а также своевременно принимать решение о необходимости проведения инкассации торгового автомата;
— на основе данных о количестве продаж вести контроль скорости расходования товаров (ингредиентов) в торговом автомате и своевременно планировать их пополнение;
— минимизировать простои торговых автоматов за счёт оперативного получения информации о сбоях в их работе, в частности, о проблемах работы купюроприёмников;
— оценивать качество и эффективность работы персонала, обслуживающего торговый автомат (например, на основании сведений о времени простоя);
— проводить оптимизацию бизнес-процессов, выявление спроса на конкретные группы (изделия) товаров с учётом времени суток, дней недели, сезонности, места расположения торгового автомата (например, для принятия решения о замене торгового автомата или перемещении его в другое место и др.).
Также, в ходе неофициального общения разработчиков системы с некоторыми владельцами торговых автоматов, последние сообщили, что после подключения автоматов к системе и получения возможности контролировать суммы продаж, их доход от торговых автоматов вырос в среднем от 5 до 10 %.
Конечно, как и в любом новом деле, внедрение системы проходило с определёнными трудностями. Одной из основных проблем, с которой пришлось столкнуться, является большое количество старых торговых автоматов, находящихся в эксплуатации. В основном на рынок Беларуси поступают б/у торговые автоматы, приобретённые на аукционах. Силами местных вендинговых компаний осуществляется их адаптация для работы на местном рынке, в том числе замена купюроприёмников, установка различных адаптеров электропитания, конверторов интерфейсов и т.п. В итоге получается «уникальный» аппарат, электрические параметры и технические характеристики которого далеки от идеальных. Но несмотря на это, только некоторые, совершенно «уникальные» торговые автоматы не получилось подключить к системе.
Одна их основных особенностей этой системы – возможность установки СКНО в торговые автоматы различных производителей и корректная работа со многими моделями купюроприёмников.
Система очень проста в использовании, работать с ней может любой пользователь, имеющий начальные навыки работы в сети Интернет. Доступ к системе можно получать из любого места, где есть доступ в Интернет, в том числе и мобильный. Ввиду ограниченных сроков разработки системы, в ней реализован только основной функционал. Основной упор был сделан на обеспечение устойчивости работы системы при обмене данными торговых автоматов с ЦОД и достоверность данных.
В настоящий момент уже можно утверждать, что дебют состоялся и система имеет будущее. Разработчик системы (IT-холдинг «Новаком») продолжает работу над её развитием, которая ведётся в следующих направлениях:
— расширение перечня протоколов и интерфейсов, с которыми может работать СКНО;
— увеличение информационных сервисов для пользователей системы;
— разработка программных коннекторов для выгрузки данных в учётные системы, например, в 1С и др.