На рынке вендинга сейчас — самое время определиться с вектором развития. На правах компании, работающей в отрасли уже боле 10 лет, проводим анализ происходящего и даем рекомендации, чем можно воспользоваться в кризисный период.

Понижение курса рубля, произошедшее в конце 2014 года, привело к ажиотажному потребительскому спросу в ноябре-декабре, когда покупатели приобретали продукцию, закупленную компаниями еще по «старым» ценам. Так происходило и в вендинге: по некоторым позициям (например, растворимым ингредиентам) поставщики увеличили выручку в 1.5-2 раза, а операторы сделали запасы на 3-4 месяца вперед.

После так называемых «американских горок», когда евро дорожал до 100 руб., а доллар до 80 руб., в январе-феврале рубль относительно стабилизировался. Некоторое затишье дает возможность подумать о планах на ближайшее время. Безусловно, многих интересуют вопросы: что будет? И чем воспользоваться в кризис?

Как это было.

Для начала немного анализа по основным «статьям расходов» в вендинге. По наблюдениям компании «Профессиональные и торговые автоматы», динамика спроса на вендинговое оборудование в первом полугодии 2014 года отличалась весьма оптимистичными показателями, которые стали меняться во второй половине года. Так, уровни продаж не отставали от плановых, и позитивная тенденция сохранялась вплоть до начала сентября. Но ожидаемый в начале сезона скачок спроса на оборудование оказался несколько смазанным и достиг только минимальных планируемых показателей на этот период.

А вот спрос на кофе в 2014 году не претерпевал серьезных колебаний. Это можно связать с тем, что кофейное зерно не попало под санкции, что позволило некоторое время вести сдержанное ценообразование на продукт.

Между тем показатели спроса на растворимые ингредиенты продемонстрировали превышение плановых показателей, начиная уже со второй половины 2014 года. Доля растворимых ингредиентов в общем объеме продаж выросла на 14%, опередив зерновой кофе, который в структуре продаж всегда держал второе место после оборудования.

Первый скачок спроса на растворимые ингредиенты пришелся на июль, когда начались предупреждения о введении санкций. В августе был объявлен «санкционный» перечень, в котором оказались и молокосодержащие продукты. В конце года спрос на сухое молоко достиг своих максимальных уровней, что было связано с массовым стремлением скорее совершить запланированные покупки на фоне растущих цен.

В целом произошло некоторое перераспределение рынка «молочных» ингредиентов для вендинга и перевес в сторону продукции отечественных производителей и стран Таможенного союза. Выиграли те поставщики, у которого была подобная «подстраховка» еще до кризиса.

Компания «Профессиональные и торговые автоматы» уже в 2013 году смогла предложить взамен популярных импортных вендинговых ингредиентов белорусское молоко марки Grano Milano, не уступающее европейскому аналогу по соотношению «цена-качество». В кризисный период 2014-го операторы, использовавшие ингредиенты Grano Milano, убедились в правильности своего выбора. В отличие от тех, кто ждал до последнего, и кому пришлось проводить перенастройку торговых автоматов под новые сухие продукты, подсчитывая упущенную выгоду от временного простоя оборудования.

Время на запасы.

На наш взгляд, при сохранении текущего курса валют, ближайшие месяцы для покупателей могут стать самыми выгодными с точки зрения закупок. В первую очередь, за счет проводимых акций. Их применение для дистрибьюторов становится поддерживающей мерой по сохранению спроса на оборудование, а для операторов – возможностью приобрести торговые автоматы почти по «докризисным» ценам.

Так, в январе «Профессиональные и торговые автоматы» объявила новые условия программы Trade-in, по которой к зачету принимаются не только автоматы Saeco, но и вендинговое оборудование других итальянских производителей.

В феврале компания установила специальные цены на самые популярные модели Saeco, открыв возможность для операторов, уже имеющих сети, сократить расходы на приобретение новых торговых автоматов с автономным комплектом.

Что касается кофе и ингредиентов, то по этой статье расходов рекомендации компании — выбрать тактику приверженности одному поставщику. В нынешних условиях колебания спроса, на фоне растущих цен на кофе, возможно появление «демпингового» продукта. Но как показывает опыт прошлых кризисных периодов, со сменой поставщика часто появляется риск снижения потребительского спроса из-за неудовлетворительного качества.

Не стоит забывать, что одна из составляющих успеха кофейного вендинга – это вкусный напиток, который помогает запомнить торговый автомат сегодня и вернуть покупателя к нему завтра.

Кто на новенькое?

Уже в прошлом году началась продажа малого и среднего бизнеса. В списке «потерпевших» оказались туркомпании, магазины по продаже спорттоваров и ресторанный бизнес. Сокращение в последнем, по некоторым прогнозам, до конца марта может достигнуть 25% (данные «Опоры России»). В связи с этим, в ближайшее время можно ожидать приток в вендинговую отрасль специалистов из смежных областей торговли, у которых возникнет необходимость реализовать накопленный опыт.

Показательно, что уходов из вендингового бизнеса, не зафиксировано. Наоборот, отраслевые компании рассматривают происходящее в новом для себя векторе развития, ведь будут появляться новые точки для торговли. И это действительно может подвигнуть к открытию более независимого и гибкого бизнеса, с более низкими издержками, которым является автоматизированная торговля. К тому же на новом месте всегда легче предлагать новые условия, чем повышать цены на старом: здесь работает психологический фактор. Задача оператора будет состоять только в том, чтобы предложить клиенту действительно качественный сервис. А вход в вендинговый бизнес остается по-прежнему легким.