Grab-and-go можно перевести как «бери и иди». Казалось бы, простой призыв к действию, но всё не так просто. За этими тремя словами скрывается одна из самых инновационных технологий в мире продуктов и питания.
Крупнейшие в США ритейлеры – Groger и Wallmart считают это чуть ли не главным прорывом. A Amazon Go уже открыл первый магазин. В новом супермаркете нет очередей, и покупки можно совершить за пару минут. Посетитель берёт всё, что вздумается. А после уходит, минуя кассу. Но счёт ему по-прежнему выставят – цент к центу за те товары, которые он приобрёл. Как это происходит?
За всё отвечает приложение, установленное на смартфоне. При помощи него клиент магазина регистрируется на входе. В супермаркете полно камер и сенсоров. Умные алгоритмы сами распознают, что покупатель взял с полок и унёс с собой. Деньги с карты списывают автоматически.
В России тоже работает система по принципу grab-and-go. Правда, не в магазинах. Технологию «бери и иди» используют в киосках со свежей и недорогой едой, которую разработал бизнесмен Илья Филимонов. В апреле 2017 года он основал компанию MamaFood, которая позднее была проинвестирована Mail Group и превратилась в Delivery Club Daily.
Представьте, вы подходите к небольшому автомату — киоску с ресторанными блюдами, открываете его и берёте то, что душе угодно. Тридцать секунд, и у вас в руках вкусный завтрак, обед или ужин. Как такое возможно? Клиент просто прикладывает банковскую карту к датчику или вводит уникальный код из приложения в смартфоне. Холодильник открывается. А далее умная система запоминает те блюда, которые выбрал покупатель. Финальный этап — деньги.
Принцип похож на американскую модель. Но Delivery Club Daily – это не калька с западного проекта. Это разработанное с нуля собственное ПО (программное обеспечение). Весь процесс автоматизирован. К примеру, в киосках стоит надёжная система считывания блюд RFID. Поэтому никаких ошибок в выдаче быть не может. А если у одной из позиций меню вдруг вышел срок годности, то аппарат не откроется.
Киоски Delivery Club Daily занимают всего один квадратный метр. Тем не менее в меню — до 70 оригинальных блюд. В Москве на данный момент установили 106 киосков, но к концу уже этого года их количество планируют увеличить до 180.