Шокирующие цифры опубликовала «Деловая Россия» по результатам своего исследования: в шести регионах страны платежи за эквайринг превышают чистую прибыль бизнеса после уплаты обязательных платежей. Продолжаем вымирать?
Как показало исследование, в Тыве средняя доходность бизнеса — 1,7%, в Калмыкии — 1,4%, в Чечне — 1,2%, при том, что комиссия за эквайринг составляет 1,5–2%. В Костромской, Ивановской областях и Карачаево-Черкесcии при средней доходности предприятий — 2,6 — 2,8 %, ставки эквайринга достигают 3%!
О чём говорят эти цифры? Во-первых, что эквайринговые ставки душат российский бизнес, заставляя отказываться от безналичного расчета, а во-вторых, что большая часть российского бизнеса продолжает оставаться в тени, выдавая столь низкую доходность для статистики.
Кроме того, неоправданно высокие тарифы ведут к уменьшению ассортимента товаров.
Встаёт классический русский вопрос: кто виноват? Банки винят в высоких ставках на эквайринг платёжные системы. Центробанк также снимает с себя ответственность, предлагая участникам рынка самостоятельно определять стоимость эквайринга путём диалога. Но когда в России такой диалог складывался?
В итоге банки зарабатывают на ритейле больше государства, получая от крупных магазинов несколько миллиардов рублей ежегодно, налоговая получает минимум налогов на прибыль, а малый бизнес продолжает умирать, или забиваться всё дальше в тень, боясь безнала, как чёрт ладана.
Наметившаяся с начала 2019 года тенденция отказа бизнеса от безналичного расчёта или его минимизации продолжает прогрессировать, особенно в отраслях, где скорость обслуживания не так важна: салонах красоты, ресторанах, образовательных учреждениях.
Квазиналог, или камень на шее
В этой связи нельзя не вспомнить слова президента Владимира Путина, назвавшего эквайринг квазиналогом с оборота. Но кому платят предприниматели сей фискальный сбор и почему он такой высокий? Ответа, как всегда, нет.
По подсчётам экспертов, ежегодно затраты бизнеса на обслуживание выручки возрастают на 10 %. Комиссии за безналичную оплату тормозят развитие не только интернет-торговли, но и офлайн-бизнеса. По сравнению с Западом, где размер комиссии за эквайринг законодательно ограничен до 0,5 %, цифра в 2% — катастрофически велика и делает безналичную оплату невыгодной.
Облегчить ситуацию призваны системы быстрых платежей, позволяющие перечислять деньги за товар и услуги по QR-коду, что должно снизить издержки предприятий. Пока их тарифы ниже эквайринговых, но не монополизируют ли банки и их?
#ВОПРОС А что вы думаете по поводу эквайринговых комиссий и судьбе безнала в России? Пишите своё мнение в комментариях на форуме.