Начиная с вегетационного периода 2011–2012 годов, грибок апельсинового дерева, называемый ржавчиной кофейных листьев, распространился со скоростью лесных пожаров по всей Латинской и Центральной Америке, повредив посевы на 70% ферм и нанеся ущерб на сумму более 3,2 миллиарда долларов. Эпидемия частично возникла из-за глобального финансового кризиса 2008 года, который привел к снижению спроса и цен на кофе. Более чем десятилетие спустя пандемия COVID-19 вызвала потрясение в мировой экономике, и ученый из Университета Purdue предупреждает о возможности еще более серьёзных проблем в кофейной индустрии.

«Власти в этих странах-производителях кофе отправляли агентов к фермерам, чтобы убедиться, что у них есть надлежащее оборудование, доступ к фунгицидам, опрыскивателям и доступ к информации о том, как обрезать, удобрять и дезинфицировать свои посевы. После 2008 года многие из этих советов были забыты или лишены финансирования, а фермеры перестали получать обновленную информацию и доступ к оборудованию и фунгицидам», — сказала Кэтрин Эйм, профессор микологии университета Purdue.

Следующей жертвой COVID может стать ваша чашка кофе

«Сейчас мы в худшем положении. Пандемия COVID отнимает то немногое, что было. Это делает посевы кофе во всем мире, особенно в Америке, уязвимыми».

Эйм и её коллеги из Университета Рутгерса, Университета Аризоны, Университета Гавайев в Хило, Университета Санта-Клары, Университета Эксетера и CIRAD, Франция, подробно изложили свои опасения в Трудах Национальной академии наук 28 июня. Там они подробно описали факторы, связанные с последней крупной вспышкой ржавчины кофейных листьев, и шаги, которые могут сдержать будущие вспышки.

Глобальная рецессия 2008 года привела к снижению спроса на кофе и снижению цен, что привело к сокращению доходов фермеров, выращивающих кофе. Фермеры отреагировали сокращением борьбы с грибковыми патогенами, такими как кофейная ржавчина.

Следующей жертвой COVID может стать ваша чашка кофе

«Фермеры, выращивающие кофе с ограниченными ресурсами в этих условиях, часто сталкиваются с самоусиливающейся петлей обратной связи, в которой падение прибыли приводит к снижению ухода за растениями. Это создает условия для распространения CLR, что приводит к дальнейшим убыткам и снижению прибыльности», — пишут авторы.

В свою очередь, это привело к быстрому распространению ржавчины, которая вызывает опадение листьев деревьев и значительное снижение урожайности. Патоген впервые достиг Гавайев осенью 2020 года — последнего места, не затронутого грибком.

COVID не только отвлек ресурсы от управления кофе, но и закрыл границы, ограничив или исключив перемещение рабочих-мигрантов, необходимых для сбора урожая кофе в Латинской и Центральной Америке.

Без уборки урожая прибыль все больше падает, а петля обратной связи усиливается.

Следующей жертвой COVID может стать ваша чашка кофе

Без усилий по искоренению ржавчины кофейных листьев мировые запасы кофе могут существенно сократиться, и любителям кофе будет сложнее получать утренние кофейное удовольствие, по крайней мере платить за это удовольствие они будут в 3-4 раза дороже.

Исследователи предлагают ряд мер, которые могут помочь с проблемами ржавчины: закупать кофе из большего количества мест, включая те, которые не так сильно поражены грибком; диверсификация ферм и средств к существованию фермеров, выращивающих кофе; повышение цен, выплачиваемых фермерам, и поощрение более устойчивых методов управления; увеличение потребления кофе и спроса для повышения цен, выплачиваемых фермерам; и развитие кооперативов и партнерств для объединения ресурсов, знаний и финансирования для фермеров, выращивающих кофе.

Большая часть текущих исследований, направленных на борьбу с ржавчиной кофейных листьев, заключается в создании устойчивых сортов. Этот метод имеет тенденцию иметь наибольший успех при приготовлении зёрен робуста, которые считаются менее качественными, чем арабика. Устойчивые сорта также имеют тенденцию терять эту устойчивость со временем по мере развития.

Эйм получила финансирование от Фонда продовольственных и сельскохозяйственных исследований, чтобы начать предварительную работу по секвенированию генома ржавчины кофейных листьев и генотипов ржавчины. Она ищет больше средств для завершения этой работы, чтобы сорта кофе могли быть лучше спроектированы, чтобы противостоять ржавчине или понять слабые стороны ржавчины, чтобы можно было разработать более эффективные фунгициды.

«Сейчас в центре внимания новые сорта, потому что так будет быстрее исправить ситуацию, но это не будет долгосрочным решением», — сказала Эйм. «Нам нужно получить как можно больше информации об этом патогене, чтобы навсегда решить эту проблему».