Закон о ККМ: быть или не быть? Новые поправки к закону.

Новый закон о ККМ, предусматривающий технологические изменения в кассовых аппаратах и учёте информации вступит в силу предположительно с 1 февраля 2017 года. Основным изменением закона, которое напрямую затрагивает интересы предпринимателей, является установление технологических правил и стандартов, которые предусматривают передачу налоговому органу информации о совершенных наличных расчётах в режиме реального времени.

Подобные правила призваны значительно сократить количество операций с наличными средствами при расчете за товары (работы, услуги), которые могут быть сокрыты от внимания контролирующих органов.

Правительство РФ инициировано внесение ряда поправок в проект федерального закона No 968690-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт…» (ранее был принят государственной Думой в первом чтении 26 февраля 2016 года — именно с этой даты начались по всей России пробные выборочные контрольные проверки операторов вендинга и торговых автоматов на предмет выдачи покупателю чека)

Вот наиболее значимые инициативы и изменения в проект закона предложенные Правительством. Новый перечень видов деятельности, товаров, работ и услуг.

От применения ККМ освобождаются:

— продажа газет, журналов и сопутствующей продукции в газетно-журнальных киосках;
— продажа ценных бумаг и лотерейных билетов,
— продажа проездных билетов водителем и кондуктором в салоне а/т средства;
— обеспечение питанием школьников и работников общеобразовательных учреждений;
— торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах;
— разносная торговля с ручных тележек, велосипедов, корзин лотков;
— торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками;
— торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, керосином, рыбой;
— сезонная торговля вразвал овощами и фруктами, в том числе картофелем и бахчевыми;
— прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
— ремонт и окраска обуви, изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
— присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
— реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов; вспашка огородов и распиловка дров;
— услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
— сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих такому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Правительству РФ предоставлены полномочия установления дополнительных перечней услуг, при расчётах за которые может не применяться ККМ

Торговля в отдалённых местах. Юридические лица и предприниматели, осуществляющие торговлю в отдалённых местах или в труднодоступных местностях вправе не применять ККМ. Перечень подобных местностей утверждается на местах органами государственной власти в субъектах Федерации.

Аптечные организации в сельской местности. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

Церкви, мечети, синагоги и лавки при них. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однократное неприменение ККМ повлечёт за собой административные штрафы: для должностных лиц от 25 % до 50 % суммы расчета без применения ККМ, но не менее 10 000 рублей, для юридических лиц от 75 % до 100 % от суммы расчета без применения ККМ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное неприменение ККМ, в случае если сумма выручки без применения ККМ составила от 1 млн рублей, карается гораздо жёстче. Должностные лица, в этом случае, могут быть дисквалифицированы сроком от 1 года до 2 лет. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может быть административно приостановлена сроком до 90 суток.

Законодатель, ужесточив ответственность за неприменение ККМ, оставил в законе пробел огромных размеров, установив символическую ответственность за применение ККМ не установленных образцов, а также за нарушения правил регистрации ККМ и нарушения правил отчётности по ККМ.

Должностные лица в этом случае рискуют отделаться предупреждением или штрафом от 1,5 до 3 тысяч рублей, а юридические лица будут оштрафованы в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

В России в настоящее время уже сложилась практика применения сразу двух ККМ, одна из которых зарегистрирована в установленном порядке в налоговых органах, другая – используется в качестве чекопечатающего устройства для получения выручки в виде чёрного и серого нала. Учитывая незначительность санкций за применение ККМ не установленного образца или без регистрации, использование незарегистрированных ККМ продолжится… в зависимости от «настроения» налоговой инспекции в отдельно взятой географической локации.

Общее правило: Новые правила регистрации и применения ККМ с фискальными аппаратами, предусматривающими передачу данных налоговым органам, вступят в силу с 1 февраля 2017 года. Законом установлен ряд следующих исключений и уточнений:

— Если ККМ зарегистрирована и поставлена на учёт до 1 февраля 2017 года, то она может регистрироваться, перерегистрироваться и применяться по старым правилам до 1 июля 2017 года.
— С 01 февраля 2017 года ККМ, не отвечающие требованиям новых норм закона, не регистрируются и не перерегистрируются.
— Индивидуальные предприниматели на патенте и лица, применяющие ЕНВД, смогут не применять ККМ до 1 июля 2018 года, при условии выдачи покупателям документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
— Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, до 1 июля 2018 года вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Указанные поправки, по-видимому, не являются финальными. Принятия закона следует ожидать уже летом 2016 года. Теперь обратим внимание на ещё одни новые поправки к закону о ККМ:

Новые поправки к закону «О применении контрольно-кассовой техники» уже внесены в Госдуму и готовятся ко второму чтению. Согласно документу, интернет-магазины смогут отправлять клиентам электронные фискальные документы вместо бумажных чеков. Электронный чек может быть передан покупателю с помощью СМС-сообщения или электронной почты.

В тексте поправок также определен перечень требований к кассовому оборудованию, установлен порядок его регистрации и снятия с учета, а также ведения реестра контрольно-кассовой техники и так далее.

Министерство финансов предлагало сделать обязательной замену кассовых аппаратов на новые ещё с января 2016 года. Как утверждали в правительстве, данные изменения облегчат жизнь как предпринимателям, так и покупателям. Так, предприниматели будут застрахованы от внезапных налоговых проверок, а покупатели будут лучше защищены, поскольку смогут отстаивать свои права даже при утере бумажного чека, так как его электронная копия сохранится в общей базе.

Тем не менее, онлайн-ритейлеры раскритиковали законопроект еще на стадии разработки. По их мнению, в таких изменениях нет необходимости, так как налоговики могут запросить необходимую информацию в процессинговом центре, а также отмечают, что это приведет к затратам из-за установки нового оборудования и увеличению нагрузки на бизнес.

Итак, онлайн-магазины и ритейл пытаются пролоббировать свои интересы в законе о ККМ. Что же вендинг? О вендинге в новых поправках к закону — ни слова.