20 процентов продаваемой в России питьевой воды приходится на торговые автоматы. Но её качество никто не контролирует, говорит сенатор Сергей Митин. Сегодня в России около 20 тысяч автоматов торгуют питьевой водой из родников и артезианских скважин, а также обработанной водой из систем центрального водоснабжения. Как выяснила специально созданная в Совете Федерации рабочая группа по противодействию незаконному обороту упакованной питьевой воды, за качество и безопасность такой продукции никто не отвечает, а требования технических регламентов Евразийского экономического союза и российских законов на упакованную питьевую воду не распространяются на наполненные в автомате фляги и бутылки.
Приступить к исправлению этого правового пробела сенаторы планируют уже в осеннюю сессию, рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.
— Сергей Герасимович, насколько остро стоит проблема с качеством воды, которой торгуют в автоматах самообслуживания? И сколько таких автоматов в стране?
— По информации отраслевой ассоциации и подтверждённым экспертами Российской системы качества данным, сегодня в России действует около 20 тысяч автоматов, которые за год продают примерно 3 миллиарда литров питьевой воды. Это примерно 20 процентов от общего объёма российского рынка питьевой упакованной воды.
Воду в такие автоматы завозят в больших ёмкостях, например автоцистернами, либо она поступает в аппарат из систем центрального водоснабжения, предварительно её очищают при помощи фильтров. Покупатель приходит со своей тарой — бидоном или бутылкой и наливает сколько ему нужно, за деньги. Но по действующему законодательству купленная в таком автомате вода не является пищевым продуктом.
Принимая во внимание устойчивое развитие рынка и растущую популярность такой услуги у населения, мы запросили в ответственных министерствах и ведомствах законодательную и нормативную правовую документацию, по которой можно проверить качество реализуемой в автоматах самообслуживания питьевой воды. Как выяснилось, единой позиции у министерств и ведомств нет. Более того, до настоящего времени не определено ни понятие «питьевая вода в розлив», ни федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной политики в области регулирования отрасли питьевой воды в розлив.
Хочу отметить, Совет Федерации имеет положительный опыт наведения порядка на рынке упакованной питьевой воды, включая минеральную природную воду. Есть законодательная база и нормативные правовые документы, постановления Правительства Российской Федерации и Совета Федерации, решения профильного комитета. Фактически создана «дорожная карта» с конкретными предложениями.
Учитывая социальную значимость вопроса обеспечения населения качественной питьевой водой, к его решению подключились Генеральная прокуратура России и Роспотребнадзор. Уже есть результат: 40 процентов ранее выявленных замечаний устранены производителями упакованной воды. Многое зависит от исполнения принятых решений и контроля.
В сфере продажи питьевой воды в розлив пока присутствует правовой вакуум.
— То есть ответственности за воду из автоматов сейчас никто не несёт?
— С июля мы пытаемся разобраться, откуда поступает вода в эти автоматы, кто её проверяет и по каким параметрам. Совместно с отраслевой ассоциацией производителей такой воды нашей рабочей группой в ряде российских регионов проведён мониторинг состояния автоматов и оборудования, процессов организации продажи питьевой воды в розлив населению.
По итогам были выявлены далеко не единичные случаи нарушений правил продажи товаров, отсутствие информации о технических условиях и технологических инструкциях на производство, хранение, транспортировку и реализацию воды, декларации о соответствии продукции и другие.
Так, например, в городе Минеральные Воды на автоматах нет вообще никакой информации — что это за вода, кто хозяин автомата, не выполняются требования о продаже товаров. Подобные торговые точки мы обнаружили, когда были в командировке в Ростове-на-Дону и Азове.
В ближайшее время проведём заседание рабочей группы и будем этим вопросом заниматься так же системно, как и вопросами качества упакованной питьевой воды. Считаю, что необходимо разработать правовой документ, который даст возможность бороться со всеми выявленными проблемами.
— А не проще ли запретить автоматы питьевой воды в розлив?
— Повторюсь, в условиях общего тренда зелёной экономики и повышения экологичности пищевых производств рынок питьевой воды в розлив активно развивается во многих странах. При такой форме реализации питьевую воду не нужно разливать в полиэтиленовые бутылки, а пластиковая упаковка, напомню, одна из главных экологических проблем для человечества.
По оценкам специалистов, только один автомат позволяет сократить производство пластиковых бутылок на 30 тысяч штук в год. Более того, вода в розлив — социальное явление: технологии производства и доставки такой воды позволяют обеспечить население питьевой водой по приемлемой для всей социальных слоев общества стоимости, оказать поддержку федеральным и муниципальным органам власти в случае перебоев с водоснабжением в условиях чрезвычайных ситуаций.
Закрывать и запрещать реализацию питьевой воды в розлив — вряд ли правильное решение. Другое дело — навести порядок.
— И как вы собираетесь это сделать?
— Считаем, что сначала надо ввести соответствующую терминологию, а уже потом совершенствовать российское законодательство и нормативную правовую базу. Поэтому предлагаем отнести питьевую воду в розлив к пищевым продуктам. Вместе с главой Комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым готовим проект федерального закона, где введём такое определение.
Согласно данной законодательной инициативе, ответственность за реализацию государственной политики в области регулирования отрасли питьевой воды в розлив будет нести Роспотребнадзор. Законопроект уже был рассмотрен правительственной комиссией. По итогам мы получили ряд замечаний. Сейчас мы дорабатываем законопроект и готовимся в осеннюю сессию продвигать его дальше.
Источник: Парламентская газета