Японская индустрия торговых автоматов, страдающая сегодня от проблем, ищет новые подходы, как икра и свежие сашими, чтобы остановить десятилетний спад в японском вендинге. Благодаря стремлению пандемии свести к минимуму контакты с другими людьми торговые автоматы для раздачи еды стали редкой вспышкой роста в этом секторе.

Предложения гораздо более эксклюзивны, чем упакованные закуски, такие как чипсы и шоколад. Высокотехнологичные машины высотой около 6 футов (1.83 метра) позволяют клиентам покупать замороженные и охлажденные версии своих любимых блюд, от лапши и рамена, включенных в гид Мишлен, до сашими, стейка вагю и даже икры.

«Это было действительно привлекательно для потребителей — они могли легко готовить и есть еду ресторанного качества дома», — сказал Томонори Йошида, руководитель отдела разработки продуктов Sanden Retail Systems, специализирующегося на холодильном оборудовании, и которая первой в Японии внедрила новый вид технологии и продуктов для торгового автомата. «Способ его использования стал настолько универсальным, что мы даже не можем за ним угнаться».

Компания, которая начала производить холодильные шкафы в 1950-х годах, запустила торговый автомат, который продавал замороженные продукты, в январе 2021 года — в то время, как COVID-19 означал, что многие японцы предпочитали избегать человеческого взаимодействия, а предприятиям было рекомендовано сократить часы работы. Продажи резко выросли, достигнув 6000 единиц торговых автоматов к декабрю 2022 года, по словам Sanden, которая говорит, что ее машины имеют регулируемые полки для размещения контейнеров различной формы, и что она предлагает модель, которая может переключаться между замороженными и охлажденными температурами.

В Японии, как и в некоторых других странах, установлены торговые автоматы, и они предлагают все, от холодных безалкогольных напитков до горячего кофе, закусок, игрушек и табака — как правило, по низким ценам.

Высококлассные торговые автоматы Японии теперь предлагают икру и вагю

Их популярность резко возросла, когда Coca-Cola в 1960-х годах начала полномасштабное проникновение в Японию, и привнесла технические инновации, низким уровнем преступности и массовым обращением монет номиналом 100 йен, которые позволяли легко совершать покупки.

По данным Японской ассоциации производителей торговых систем, в этом секторе сегодня доминируют напитки, на которые приходится более половины из 4 миллионов торговых автоматов в Японии. Но отрасль в целом в последние два десятилетия находилась в упадке.

Хотя их все еще можно легко найти на улицах и переулках по всей стране, по оценкам группы производителей, общее количество торговых автоматов упало примерно на 30% с 2000 года из-за сокращения населения и усиления конкуренции с магазинами шаговой доступности. Это контрастирует с недавним ростом пищевого сектора в вендинге, который вырос на 4% в 2021 году, и вселяет оптимизм в отношении того, что COVID-19 вызвал долгосрочный сдвиг в желании потребителей остаться дома, но при этом иметь доступ к первоклассной кухне.

Популярность свежеприготовленных блюд может вдохнуть жизнь в индустрию и уже делает это. Несмотря на то, что продукты питания по-прежнему являются второстепенным сектором в вендинге Японии — их предлагают всего 1,8% от общего числа торговых автоматов в стране — спрос уже вышел за рамки небольших ресторанов, стремящихся увеличить продажи во время пандемии, и теперь привлекает некоторые крупные компании.

Магазин лапши быстрого питания Ringer Hut и ресторан мясной миски Matsuya Foods Holdings установили торговые автоматы рядом с торговыми точками, продающими замороженную лапшу для супа и начинки карри для тарелок с рисом.

«Мы предлагаем вкус ресторана 24 часа в сутки без человеческого контакта или общения лицом к лицу, что принесет вам спокойствие», — говорилось в заявлении Ringer Hut в 2021 году, когда они представили свои торговые автоматы. И-за нового образа жизни, вызванного COVID, люди стали больше есть дома и могут наслаждаться здоровым, питательным вкусом домашнего ресторана».

Это изменение явно затянется, поскольку посетители неохотно возвращаются в бары, пабы и рестораны, несмотря на то, что Япония отменяет меры по борьбе с COVID-19.

В то время как продажи в сетях быстрого питания выросли на 12% в декабре-январе по сравнению с предыдущим годом, выручка в заведениях, ориентированных на «личное» питание и напитки, восстановилась только до примерно 60% допандемийного уровня, по данным Японской ассоциации общественного питания.

Торговые автоматы с морозильной камерой также помогают с нехваткой персонала. Около трех четвертей ресторанов, опрошенных Teikoku Databank, заявили, что испытывают нехватку работников, занятых неполный рабочий день, — это самый высокий показатель среди ключевых секторов, включая отели, развлечения и розничную торговлю.

Согласно отчету Исследовательского института JMA, годовой объем продаж торговых автоматов с морозильной камерой к 2027 финансовому году увеличится более чем вдвое и составит 7800 единиц. По прогнозам, весь мировой рынок торговых автоматов будет расти на 6,7% в год и к 2027 году достигнет 25 миллиардов долларов, согласно отчету Allied Market Research.

Следующим шагом для японского рынка станет расширение ассортимента предлагаемой продукции.

«Мы заинтересованы в усовершенствовании торговых автоматов для обработки еще более крупных изделий», таких как коробки для бенто и пицца большого размера, — сказал Йошида. — Мы также считаем, что есть потребность в охлажденных продуктах, поэтому мы хотим иметь возможность работать со всеми видами продуктов, также как мы преуспели с замороженными продуктами».