Бывший главный санитарный врач России, а ныне депутат Государственной Думы России Геннадий Онищенко предложил по примеру Южной Кореи запретить продавать напитки, в которых содержится кофеин, на территории школ. Кроме того, по его мнению, стоит серьезно ограничить школьникам использование смартфонов.

Как пояснил Геннадий Онищенко, кофеин, который содержится не только в кофе, но и, например, в энергетических напитках, является наркотиком и вызывает привыкание. Также, считает бывший главный санитарный врач, нужно учесть и особенности психологии подростков. Ведь если ребенок огражден от вредного продукта и не имеет к нему доступа, то и не интересуется им. Однако если дети видят что-то незнакомое, то стремятся это обязательно попробовать.

Как отметила профессор Института клинической педиатрии Елена Кешинян, вывод из меню школьных столовых и из торговых автоматов кофеиносодержащих напитков, скорее всего, никак не отразится на детях. Тем не менее такая инициатива имеет под собой здравую основу.

— Кофеин, как ни крути, это возбуждающее средство. В подростковом возрасте, когда все еще формируется вегетативная нервная система, идут процессы в сердечной и гормональной сфере, кофеин как возбуждающий агент на кого-то может оказать чрезмерное воздействие. Может появиться, к примеру, тахикардия, — сказала Елена Кешинян. — Другое дело, что во всех школьных продуктах с кофеином его такое мизерное количество, что какие-то серьезные последствия он вызвать вряд ли способен. Ну, а хотите продолжать продавать кофе? Продавайте без кофеина, мне не кажется, что это такая проблема.

Кроме того, отметила специалист, вряд ли можно серьезно воспринимать слова о кофе, как наркотике. То, о чем говорит Геннадий Онищенко, очень далеко от наркомании в понимании обывателя. Тем не менее получается, что культура потребления кофе и, соответственно, постоянного возбуждения прививается с детства.

— Все же реальных кофеиновых наркоманов мы в школах вряд ли увидим. Это страшная вещь, им необходимо пить напиток, чтобы просто себя поддерживать в рабочем состоянии. Но сомневаюсь, что школьникам такое грозит, — отметила Елена Кешинян.

Что касается ограничения на использование в школах смартфонов и других гаджетов, то, по мнению детского психолога Натальи Гришаевой, эта тема назревает давно.

— Мне кажется, это давно уже нужно сделать. Дети совершенно не отдыхают между уроками. Постоянный взгляд на доску просто сменяется пролистыванием ленты соцсетей на смартфоне, который еще и портит детям зрение. Особенно это касается младшеклассников. Вместо этого на переменах могли бы включать современную музыку или давать ученикам другие стимулы, чтобы двигаться, — пояснила психолог. — Сейчас преподаватели забирают телефоны на свой страх и риск, после чего получают упреки от родителей и самих детей. Нужно, чтобы это было на уровне департамента. Ну, а если нужно сделать срочный звонок, то на время телефон можно вернуть.