Сегодня в торговых автоматах Таиланда можно купить практически всё, от презервативов до бюстгальтеров, резиновых сандалий и медицинских масок. Сектор розничной торговли Таиланда все чаще использует торговые автоматы в качестве нового канала сбыта во время пандемии и мер социального дистанцирования.

Торговые автоматы установлены в промышленных зонах, на заводах, в больницах, офисных зданиях, учебных заведениях, торговых центрах, в системах общественного транспорта, на тротуарах и на заправочных станциях. В торговых автоматах продаются продукты питания: лапша быстрого приготовления, свежий кофе, газированные напитки, фруктовые соки, электронные устройства, SIM-карты, нижнее белье, маски для лица и сумки. Новые категории продуктов в ассортименте включают мороженое и замороженные продукты.

Вендинговый феномен Таиланда

Бесконтактная раздача

По словам Дуангдао Маханаванонта, главы отдела альтернативных каналов продаж и корпоративного маркетинга в Sabina, производителе нижнего белья Sabina, торговые автоматы были доступны в Таиланде уже несколько десятилетий, но их популярность достигла пика во время пандемии коронавируса, поскольку это бесконтактный канал распространения, предлагающий безопасность как для продавцов, так и для покупателей.

«Кто мог представить, что вспышка коронавируса изменит привычки тайских женщин к покупке бюстгальтеров?» — удивляется г-жа Дуангдао.

Вендинговый феномен Таиланда

Sabina начала продавать нижнее белье и маски для лица через собственные торговые автоматы в Бангкоке и окрестностях в мае прошлого года.

«Вспышка коронавируса побудила нас изучить новые возможности для бизнеса, связанные с торговыми автоматами, раньше, чем планировалось», — сказала она. «Ежедневно через торговые автоматы продается от 30-40 масок для лица и нижнего белья. Реакция потребителей была довольно хорошей, учитывая, что это новый подход».

Продукция Sabina доступна сейчас в 300 торговых автоматах, принадлежащих компании, и в торговых автоматах Vending Plus. Г-жа Дуангдао сообщила, что в марте компания планирует запустить новую торговую систему, чтобы продавать различные товары по специальным сниженным ценам в торговых автоматах. По ее словам, сначала новая схема будет доступна в Бангкоке, а затем будет внедрена в провинциях.

«Люди больше озабочены своим здоровьем и безопасностью. Торговые автоматы важный канал связи с покупателями», — сказала г-жа Дуангдао. Она считает, что торговые автоматы — это стремительно растущая тенденция в Таиланде. Хотя в настоящее время торговые автоматы представляют собой небольшой канал распространения, в будущем торговые автоматы могут стать повсеместными в Таиланде, как в Японии.

Вендинговый феномен Таиланда

Электронные платежи стимулируют рост

Пицану Чокватана, старший вице-президент по производству и информационным технологиям Sun 108, производителя торговых автоматов Sun108 в Saha Group, утверждает, что пандемия не является единственной причиной для роста интереса к торговым автоматам в Таиланде. По его словам, еще одним ключевым фактором является разработка новых моделей торговых автоматов, которые позволяют покупателям товаров оплачивать покупки электронным способом.

По словам г-на Пицану, правительственные пакеты экономических стимулов связывают платежи с цифровыми приложениями, открывая путь для знакомства с цифровыми гаджетами. Он сказал, что внедрение цифровых платежей может устранить болевые точки в платежной системе, привлекая к бизнесу больше игроков.

Г-н Пицану утверждает, что Sun 108 эксплуатировала 14000 торговых автоматов в 2020 году, что на 2888 единиц больше, чем в предыдущем году. Из общего числа 80% расположены на промышленных предприятиях, а остальные установлены в больницах, школах, жилых районах и в торговых комплексах.

Вендинговый феномен Таиланда

На рынке доступны две модели торговых автоматов Sun108: обычная для наличных и интеллектуальная модель, предлагающая электронную оплату.

В бизнесе торговых автоматов Таиланда 4-5 крупных игроков: Sun 108, TG Vending TCP Group, CP Retaillink Charoen Pokphand Group, Osotspa и Sabuy Technology. Объем продаж торговых автоматов в Таиланде оценивается в 3 миллиарда бат в год (почти 7.5 миллиардов рублей).

Г-н Пицану сказал, что в торговых автоматах Sun108 продаются напитки, закуски, лапша быстрого приготовления и маски для лица.

«Мы считаем, что популярность торговых автоматов будет расти из-за низких инвестиционных затрат. Торговые автоматы предлагают круглосуточное обслуживание. Урбанизация также сыграла свою роль в росте популярности торговых автоматов в Таиланде. Наши торговые автоматы уже работают в 26 провинциях, и, как ожидается, в ближайшие два года они достигнут 50 провинций или больше».

Хотя клиентам и разрешено использовать альтернативные способы оплаты для торговых автоматов (QR-код, электронный кошелек, WeChat Pay, Alipay и PromptPay), 86% клиентов по-прежнему предпочитают наличные. Таиланд всегда был страной наличных денег и потому бум на торговые автоматы в Таиланде можно считать двойным успехом.

«Люди привыкли покупать продукты в торговых автоматах и все чаще используют их из-за пандемии, социального дистанцирования и нового нормального образа жизни», — сказал г-н Пицану. «Кампании правительства по стимулированию экономики также заставляют людей использовать электронные платежи».

Чтобы извлечь выгоду из растущей тенденции, компания планирует установить в этом году 3 000 новых торговых автоматов, при этом количество умных торговых автоматов увеличится до 4 000 единиц к концу года по сравнению с 400 в прошлом году. В российском вендинговом сообществе таким цифрам могут только позавидовать и особенно поддержке государства в распространении вендинга в Таиланде.

«Торговые автоматы впервые стали доступны в Таиланде в универмаге Daimaru на Ратчадамри-роуд более 40 лет назад, и мы видим, что эта тенденция растет с каждым годом», — сказал он. «С момента начала работы с торговыми автоматами Sun108 в Таиланде два десятилетия назад мы также наблюдаем растущий спрос на торговые автоматы в Таиланде, но по сравнению с 2020 годом… его можно считать незначительным».

Инструмент коммуникации

Чакрапол Чандавимол, генеральный менеджер Nanyang Marketing, маркетолога и дистрибьютора резиновых шлепанцев Nanyang под брендом ChangDao, сказал, что торговые автоматы не могут быть идеальным решением для всех целей продаж, но компания видит в них перспективу. Он сказал, что торговые автоматы действуют как средство коммуникации, которое сближает бренд к покупателям. Nanyang начал продавать резиновые сандалии ChangDao через торговые автоматы, установленные на первом этаже филиала Srinakarin на Seacon Square в октябре прошлого года.

Г-н Чакрапол был удивлен, что вьетнамки компании ChangDao так хорошо продаются в торговых автоматах, что дало ему представление о том, как использовать эти автоматы в качестве средства связи.

Вендинговый феномен Таиланда

«Я и представить себе не мог, что 100 пар наших сандалий можно продавать в торговом автомате в неделю, поскольку сандалии не являются необходимыми продуктами, такими как еда или напитки», — сказал г-н Чакрапол. Он также говорит и о том, что торговые автоматы — это дополнительный канал для продажи их сандалий, которые в основном покупаются в традиционных магазинах. Торговые автоматы в Таиланде в последнее время значительно продвинулись в развитии.

По его словам, интерактивный торговый автомат Nanyang с помощью технологий и креативного маркетинга может стимулировать клиентов покупать и участвовать в маркетинговой деятельности через этот канал в будущем. Учитывая положительные отзывы, г-н Чакрапол планирует установить 30 новых торговых автоматов для сандалий ChangDao в этом году.

Если рост продаж продолжится, компания может рассмотреть возможность продажи студенческой обуви через этот канал. По его словам, торговый автомат может также использоваться в качестве пункта выдачи продуктов компании, продаваемых через Интернет.

Вендинговый феномен Таиланда

Вирах Моракоткарн, генеральный директор Vending Plus, дочерней компании Sabuy Technology, сказал, что компания вышла на рынок в 2018 году, увидев огромные рыночные возможности. В Японии 160 миллионов жителей и 2,5 миллиона торговых автоматов. По его словам, в Таиланде проживает 67 миллионов человек, а число торговых автоматов в стране составляет 25 000 человек.

6000 автоматов Vending Plus доступны в торговых комплексах, на фабриках и в общинах в 21 провинции. Компания ожидает, что к концу этого года количество автоматов Vending Plus удвоится и достигнет 12 000.

«Торговые автоматы стали новым современным каналом розничной торговли продуктами в нашей стране. Это будет новое решение для розничной торговли для нового нормального образа жизни», — сказал г-н Вирах.

Что же… можно и правда только позавидовать росту и порадоваться за вендинговое сообщество Таиланда.