По сравнению с западными странами для России товарная категория «снеки» – достаточно новое явление. Однако за относительно короткий период времени этот продукт прочно вошел в жизнь россиян, и теперь его можно встретить почти в каждой розничной торговой точке. Насыщенность и темпы жизни современного человека способствуют росту популярности продуктов быстрого приготовления. Рынок снеков, в частности несладких снеков, является одним из перспективных сегментов российского рынка продуктов быстрого питания, на протяжении ряда последних лет демонстрирующего высокие показатели роста.
На сегодняшний день российский рынок снеков в целом динамично развивается, а некоторые его сегменты уже достигли насыщения. Изучение и анализ рынка снеков, выявление основных тенденций и перспектив его развития поможет игрокам в поиске путей продвижения на этом рынке. На протяжении 2009-2010 годов абсолютным лидером российского рынка снеков является сегмент чипсов/криспов, и, согласно прогнозам экспертов, такая тенденция сохранится еще около 5 лет. По последним данным, доля этого сегмента в натуральном выражении составляет 43%. Также значительные доли занимают сегменты орехов и экструдированных снеков – соответственно 8 и 7%. Стоит отметить, что темпы роста в разных сегментах различаются. Так, самым быстрорастущим в стоимостном выражении является сегмент фруктовых снеков. Эта продукция завоевывает все большую популярность среди приверженцев здорового образа жизни: в прошлом году сегмент занимал 4% рынка в натуральном выражении. Прогнозируется, что в 2011 году сегмент фруктовых снеков возрастет на 16% в стоимостном выражении. Экструдированные снеки, крендельки и попкорн не могут соперничать по популярности с чипсами и фруктовыми снеками. Тем не менее ожидается некоторый рост этих категорий в стоимостном выражении – не более чем на 6% в год в каждой категории.

Специфической особенностью российского рынка снеков является развитие сегментов, нехарактерных для европейского рынка. Под названием «прочие снеки» скрываются такие популярные у россиян продукты, как крекеры, семечки и снеки из морепродуктов. Именно эти категории занимают значимую долю в общем объеме российского рынка снеков. По оценкам аналитиков, сегменты семечек и снеков из морепродуктов обеспечили рост рынка в 2009 году – каждая из этих категорий выросла более чем на 5% в объемных показателях. В 2010 году эта тенденция продолжилась, хотя и в этом сегменте постепенно наступает насыщение. Семена подсолнечника – недорогая альтернатива чипсам, особенно с учетом того, что рынок предлагает большое разнообразие объемов упаковки и цен.
Несмотря на общее снижение темпов роста в большинстве продуктовых сегментов, рынок снеков продолжает расти. Конечно, темпы роста в 2010-м и 2009 годах не такие внушительные, как в предкризисном 2008 году. Так, по экспертным оценкам, в текущем году рынок вырастет на 2-3% – для сравнения, в 2009-м и 2008 годах эти показатели составили соответственно 3,2 и 7,2%. С учетом этих данных, прогнозируемый объем рынка в 2010 году немного превысит 300 млн тонн, или $ 3,2 млрд.

Отечественный рынок снеков поделен между несколькими крупными игроками. Вытеснив с рынка небольших локальных производителей, крупные компании вступили в конкурентную борьбу друг с другом.
Во всех сегментах российского рынка снеков представлены как отечественные, так и зарубежные производители. Однако в последние годы наметилась тенденция приобретения российских игроков зарубежными компаниями, которые, имея мировую известность, раскрученные бренды и возможность инвестировать огромные средства в производство и дистрибьюцию, обладают более высокой конкурентоспособностью.
Около 50% российского рынка снеков в натуральном выражении приходится на долю пяти крупнейших игроков.
В пятерку лидеров, контролирующих рынок снеков в целом, входят такие крупные иностранные игроки, как Frito-Lay Inc. и Kraft Foods Inc. Эти компании владеют наиболее известными на российском рынке брендами: Cheetos, Lay’s (Frito-Lay) и Estrella (Kraft Foods). Стоит также отметить, что Kraft Foods является лидером рекламного воздействия на потребителя.
Среди отечественных компаний к лидерам рынка снеков относятся новосибирское ЗАО «Сибирский берег» – ему принадлежат наиболее известные и потребляемые бренды в сегменте сухариков (ТМ «Кириешки», «Компашки») и рыбных снеков (ТМ «BEERkа»), – а также московские ЗАО «Бриджтаун Фудс» (ТМ «3 корочки») и ООО «Русскарт» (ТМ «Русская картошка»).
Остальные крупные игроки снекового рынка занимают ведущие позиции в отдельных категориях. Так, например, ОАО «Русский продукт» (Москва, ТМ «Московский картофель») принадлежит 20% рынка чипсов, а ГК «Золотой терем» (ТМ «Баренцев») – 26% рынка рыбных снеков.
Отличительной особенностью всех ведущих участников рынка является наличие собственного производства, значительно сокращающее издержки, а также налаженной системы дистрибьюции, позволяющей постоянно расширять свою географию.
Российский рынок снеков характеризуется высокой консолидацией, поэтому без отлаженного производства и сбыта, контроля качества и серьезной маркетинговой поддержки новому игроку будет довольно сложно добиться успеха в этом высококонкурентном сегменте. Для того чтобы конкурировать на рынке, новому игроку необходимо создать востребованный потребителем продукт, то есть найти и занять новую нишу. Большинство экспертов рынка уверены в том, что небольшие отечественные компании смогут удержаться на рынке, если объединятся в холдинги или займутся производством нишевых продуктов.
Также необходимо отметить, что конкурентами производителей снеков являются компании, предлагающие йогурты, творожные сырки, фрукты и другие продукты, которые потребитель может выбрать для быстрого утоления голода. А поскольку потребитель в последние годы все чаще делает выбор в пользу более здоровой пищи, производителям такой снековой продукции, как сухарики и чипсы, постоянно приходится искать и завоевывать новую аудиторию.
Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, производители снеков, скорее всего, будут проводить новые эксперименты с дизайном упаковки и рекламой для создания дополнительной ценности продуктов, относящихся к насыщенным сегментам. Также продолжит свое развитие направление private label: производители снеков будут более активно заключать контракты с розничными сетями, которые смогут предлагать снековую продукцию под собственной маркой.
На рынке существует значительное число компаний, занимающихся поставками снеков. Сами производители розницей не занимаются в силу специфики рынка продуктов питания – крупные розничные сети предпочитают налаженные связи с крупными дистрибьюторами, поэтому барьеры входа на рынок очень высоки. Большинство компаний-производителей работают с оптовыми структурами, развивая собственную дистрибьюторскую сеть.

Некоторые из них не только сотрудничают с дистрибьюторами, но и частично организовывают самостоятельный сбыт на оптовые и розничные продуктовые рынки, работают с розничными магазинами различного уровня, а также с розничными сетями. Отдельные производители создают представительства внутри компании.
Оптовые предприятия в основном работают с розницей – магазинами различного уровня, от торговых сетей до магазинов «районного» типа и киосков. Розницу представляют супермаркеты, гипермаркеты, небольшие продовольственные магазины, рынки и торговые точки других типов.
По прогнозу Министерства экономического развития РФ, в 2011 году ожидается рост оборота розничной торговли в размере 3,2% по сравнению с 2010 годом.

В 2012 году, согласно прогнозу, будет наблюдаться такой же рост, как и в 2011-м.
Спад в экономике, вызванный последствиями мирового финансового кризиса, не мог не отразится на рынке снеков. В частности, наиболее вероятным сценарием станет замедление развития темпов роста сегмента снеков в высокой ценовой категории и постепенное переключение спроса на недорогие, но качественные закуски – мясные и рыбные снеки могут быть заменены, к примеру, колбасной нарезкой или копченой рыбой. Таким образом, спрос сместится в сторону продукции в среднем и низком ценовом сегментах.

Исследование МаркетАналитика