Несколько лет назад мир внезапно осознал, что пластик — это плохо и начал дрейфовать в сторону «эпохи без пластика». Несмотря на то, что земля и океан загрязнены пластиком больше бутылочным и прочим… началось всё именно с пластиковых стаканчиков, в том числе для вендинга. Сегодня модно избавляться от пластика. Крупные мировые бренды бросили все силы на изобретение био-разлагаемых капсул, бутылок и био-заменителей для прочей пластиковой чумы. Миру даже предъявили Грету Тунберг, как некий символ экологической борьбы. Символ очень спорный, и конечно же, выгодный эко-гранто-получателям, чтобы потрясти казну, но, согласитесь, ведь у любой борьбы должен быть символ. А что же происходит на самом деле?

А на самом деле… мы не видим репортажей с фото и видео с уникальных экологических перерабатывающих заводов, которые избавляют мир от пластика, перерабатывая его во второй и в третий раз, как это повсюду рекламируют мировые бренды, которым такая социальная реклама сегодня необходима, чтобы быть в тренде. Существуют ли вообще эти эко-перерабатывающие заводы в реальности? И даже если и существуют, то что происходит на самом деле? А происходит вот что — даже если пластик и перерабатывается вторично и даже три раза… то в итоге он всё равно потом попадает в землю и океан. Да, возможно, сократится срок жизни нового пластика за счёт его повторного использования, но с учётом роста населения и потребления… такое сокращение попросту никто не заметит. Уменьшится срок разложения пластика?

О, да… срок разложения пластиковой бутылки в земле… внимание!… от 450 до 1000 лет. Пусть даже в 2 раза уменьшится этот срок… но, уже через 50-100 лет у нас будет пластиковая земля и океаны. И потому выход один — запрещать пластик сегодня и полностью, а не играть рекламой разумом людей, создавая модные экологические био-разлагаемые тренды.

Вернёмся к бумажным стаканам, которые нам предлагают — как альтернативу пластиковым стаканам, в том числе и для вендинга. Дело в том, что в мире ещё или пока… не существует производств — на которых с использованных бумажных стаканов снималась бы пластиковая плёнка. А мы знаем, что бумажные стаканы покрыты ПВХ плёнкой, иначе бы они попросту протекали. Потому бумажные стаканы так же выбрасываются в океан и зарываются в землю. Да, они разлагаются в меньший срок нежели пластиковая бутылка – но, это всё же разложение пластика, а не бумаги в чистом её виде. И потому – экологическую альтернативу в виде бумажных стаканов, которые якобы совсем не наносят вред природе… вполне можно считать частью большого экологического обмана. А ведь именно со стаканов всё и началось.

И всё же, несмотря на экологический обман, мир двигается в правильном направлении, хотя, будем честными, точка невозврата уже пройдена и нашим правнукам, а быть может и внукам, достанется земля и океан куда в более плачевном состоянии, чем мы наблюдаем сейчас. Невозможно в одночасье закрыть все химические производства, связанные с пластиком. Надо быть реалистами. Но и обманывать весь мир тоже не надо — внедряя в умы мысль о том, что перерабатываемый пластик — это решение проблемы.

Так насколько же правдива история с заменой пластикового стаканчика на бумажный во имя спасения экологии на нашей планете? Да, бумажный стакан пригоден для вторичной переработки и быть может даже не один раз. Но этим никто не будет в реальности заниматься — отделять плёнку ПВХ от бумаги в таких грандиозных мировых масштабах. Их попросту будут закапывать, мотивируя это меньшим сроком разложения, чем у пластика. Но и это уже неплохо. А было бы лучше, если бы бумажный стакан и вовсе не содержал пластика. Возможно ли такое? Такие технологии появляются. И иногда даже не у именитых брендов. Например, английская компания Just Peel сотрудничая с компанией-производителем Wrexham Cup Folk, переработчиком отходов, а также с A Plastic Planet, изобрела стакан, который впервые в истории не содержит пластик на 100%, а потому его можно не закапывать, а перерабатывать множество раз. Вот это уже реальные изменения во всей этой истории с пластиком.

Основной трудностью при переработке бумажных стаканов является пластиковый вкладыш, о чём мы упоминали выше, который делает стакан водонепроницаемым. Большинство заводов даже и не думают ставить себе оборудование для отделения бумаги от пластика, потому как его попросту не существует, и поэтому стаканы сразу идут в невозобновляемые отходы, в землю, в океан. Другие производители стаканов пытаются смягчить свою эко-репутацию, используя биоразлагаемый пластиковый вкладыш. При ближайшем рассмотрении это тоже не идеальное решение, поскольку такой продукт не перерабатывается и долго выводится из рециркуляции.

Большинство потребителей не знают, что бумажный стаканчик, который они используют как-бы в поддержку экологии… а затем выкидывают после использования… на самом деле не перерабатывается.

Just Peel придумали новый стакан и продемонстрировали его на недавней выставке Caffe Culture в Лондоне. Этот стакан может перерабатываться вместе с другим материалом на бумажной основе без необходимости отделения вкладыша от стакана. В стакане используется специальное покрытие на водной основе, которое не уступает водонепроницаемым качествам ПВХ и не мешает процессу варки целлюлозы. Это также означает, что такой стакан в любом случае будет разлагаться без каких-либо вредных побочных эффектов для природы.

Хотя поначалу почти все ведущие переработчики отходов усомнились в этом прорывном решении проблемы. После чего почти все они протестировали новые стаканы и были удивлены, когда обнаружили, что стакан и правда работает так, как заявлено, превзойдя все ожидания. Благодаря своим характеристикам это первый одноразовый стакан — соответствующий законодательству ЕС.

Управляющий директор Just Peel, Элисон Хобсон, стремится побудить лиц, принимающих в том числе и законодательные решения, принять этот новый стакан как определённый стандарт для производителей одноразовой посуды. Эта история очень обнадёживает. Открываются реальные горизонты для избавления от пластика. Теперь очередь за производителями пластиковых бутылок, пакетов и прочей пластиковой чумы, а также за именитыми брендами, которые направят свои бюджеты не на рекламу своих сомнительных экологических достижений, а на реальное перепрофилирование с учётом технологий, что придумали в Just Peel.