При последствиях пандемии и ее неотложного атрибута «социальной дистанции» пользователи выбирают всё меньшее взаимодействие с людьми и используют автоматизированные системы, что также влияет и на увеличение объёма цифровых платежных средств. Нет сомнений: ограничения и превентивные меры блокируют индустрию вендинга, особенно на европейском и российском уровне. Хотя вендинг всегда воспринимался как важная услуга, но на сегодня четыре из пяти торговых автоматов в Европе и в России являются «мёртвым грузом».

Производители торговых автоматов также взяли паузу. Сектор вендинга потерял обороты и не приобретает новые торговые автоматы. Сейчас кажется, что мы ещё не скоро выйдем из этого хаоса. Однако финансовая помощь со стороны правительств, входящих в ЕС (в отличии от истории с ОКВЭД в России), с одной стороны, и новые привычки потребления, возникающие в результате пандемии, с другой, могут не только облегчить ситуацию в отрасли, но и открыть в целом спектр новых возможностей.

COVID-19 горизонты возможностей для вендинга

Новые потребительские привычки

За последние несколько месяцев поведение потребителей изменилось. И это, как уже упоминалось Европейской вендинговой ассоциацией (EVA), до кризиса в сфере вендинга процент конечных пользователей, кто выбирал взаимодействие между людьми при покупке товара, был очень высоким. Факт, который радикально изменился: сегодня потребители требуют как можно меньшего контакта с человеком и они предпочитают автоматизированные системы.

Конечно, это имеет свое эхо в средствах платежа. Граждане чаще выбирают электронные и цифровые платежи (это даже принято в некоторых учреждениях, в соответствии с рекомендациями ВОЗ). И это дает преимущества вендинговым игрокам, которые добьются успеха уже в среднесрочной перспективе, вкладывая средства в бесконтактные платежные решения и мобильные приложения.

В этом смысле будет очень важно помнить о возможных альянсах между различными сегментами, которые работают в сфере вендинга: компаниями, специализирующимися на программном обеспечении и платежных системах, операторами, производителями … для достижения победы в период турбулентности.

COVID-19 горизонты возможностей для вендинга

Законодательство. А как насчет запрета на одноразовый пластик?

Еще одно преимущество для отрасли может исходить от законодательства. Хотя всего несколько месяцев назад все указывало на то, что запрет на одноразовые пластмассы (например, стаканчики, используемые в вендинге) не за горами, реальность Covid-19 дала этим планам задний ход. В том числе и в России утихли разговоры о запрете одноразового пластика. Обратимся к этим вопросам. Напротив, теперь они являются продуктами, которые рекомендуется использовать: однократные или одноразовые, это материалы, которые определяют успех в борьбе с эпидемией и последствиями. Это может дать передышку операторам вендинга. Мы видим это в Италии, с отсрочкой налога на одноразовые пластмассы.

COVID-19 горизонты возможностей для вендинга

Больше вендинга, чем когда-либо: потенциал автоматического распространения новой реальности

Когда рабочие возвращаются на свои рабочие места, спрос на продукты питания и кофе растет. Но не в любом случае, а через торговые автоматы. На самом деле, многие кафе и рестораны остаются закрытыми, чтобы предотвратить любое распространение, в пользу использования торговых автоматов.

Не только в офисах, на других объектах, где раньше не было никаких следов торговых автоматов, теперь последние выступают в качестве единственного решения. Это, несомненно, дает новые возможности вендинговым операторам, которые должны усовершенствовать свое предложение и сделать ставку на технологические инновации. Речь идет о мобильных приложениях, которые позволяют извлекать кофе из автомата, не касаясь его. Также показательны изыскания Azkoyen, благодаря своей системе One Air Touch для своих автоматов, с помощью которой пользователь может выбирать продукт с безопасного расстояния до 2 сантиметров от поверхности панели, тем самым уменьшая контакт. По этому пути сейчас пойдут многие вендинговые производители.

И в том есть возможности для вендинга, когда сектор HoReCa находится в закрытом пространстве, но уже начинает робко возвращаться к жизни, вендинг и автоматическое распространение покрывают этот пробел и услуги. Автоматизация, торговые автоматы и автоматическое обслуживание задают темп новой реальности, в которой потребитель хочет избежать человеческого контакта любой ценой, проводить время в учреждениях, но с желанием потреблять вне дома.

COVID-19 горизонты возможностей для вендинга

С другой стороны, за это время в вендинге произошла большая трансформация, ставшая эффективным каналом для средств индивидуальной защиты (СИЗ): такие компании, как Evoca Group и FAS или Unicum, предлагают свои торговые автоматы, чтобы иметь возможность продавать этот тип материала для безопасности в офисе и на рабочем месте.

Эти автоматы пользуются успехом везде, где они установлены. Настолько, что правительства стран ЕС, муниципалитеты и другие органы власти связались с эксплуатирующими компаниями, с просьбами установить торговые автоматы в общественных местах, чтобы они предлагали гражданам полный спектр услуг. В России на лицо похожая тенденция (метро, как пример, или автовокзалы) правда пока робкая тенденция, потому как власти действуют с запозданием.

Помимо продаж, которые происходят в настоящее время, вендинг имеет возможность оставаться в этих областях, как только эта новая норма жизни пойдёт на спад, хотя использование масок/перчаток и антисептиков останется на некоторое время. Как минимум до середины осени.

Таким образом, для общественных мест с интенсивным движением будут заключаться новые контракты, позволяющие выпускать новые продукты в будущем и получать все больше и больше мест для установки торговых автоматов. Эта пандемия даёт вендингу шанс.