В современной Японии миллионы торговых автоматов продают массу товаров и услуг, начиная от зеленого чая, зонтиков, консервированных тортов, бананов, гадальных карт омикудзи, лапши, батареек, футболок и шампуня. Вы даже можете купить укол восстановительного кислорода. Если вы забудете надеть галстук перед уходом на работу или пропустите букет цветов, где-то есть торговый автомат, который поможет вам.

Постоянно приспосабливаясь к рыночным тенденциям, производители торговых автоматов с коммерческой готовностью отреагировали на кризис COVID-19, предоставив диспенсеры для медицинских масок, которые имеют дополнительное преимущество для пользователей, позволяющее избежать необходимости взаимодействия с персоналом аптеки или магазина. От необходимости сидеть в больничных залах ожидания — печально известных зонах заражения — стоят торговые автоматы, продающие наборы для ПЦР-тестирования.

Напитки остаются самым популярным товаром. Заядлые потребители кофе в банках, японские покупатели также могут найти гречневый чай и чай улун, чай «Английский завтрак» и какао. Спортивные напитки конкурируют с энергетическими напитками для здоровья. Многие бренды имеют полезную информацию на английском языке.

Почему эти вездесущие торговые автоматы так хорошо вписываются в японское общество? Почему, в самом деле, они стали незаменимыми? Один ответ — безопасность. Машины редко взламываются или подвергаются вандализму. Например, никто не возражал против недавней установки автоматов по продаже китового мяса в портовом городе Иокогама. В Европе бы… «преступные» машины были бы быстро выведены из строя группами по защите прав животных, вооруженными молотками.

Культура торговых автоматов в Японии опережает время

Другим фактором является эффективность и сервис. Гордостью является то, что торговые автоматы в Японии всегда работают, выдавая точно нужную сдачу. Любовь к автоматизации идет рука об руку с внутренним доверием к технологии. Торговые автоматы могут не дать вам сдачи, но никогда не обманут.

Япония, конечно, не уникальна в эксцентричности маркетинга торговых автоматов. Есть торговый автомат по продаже святой воды в Лурде, а в Гонолулу торговые автоматы продают мячи для гольфа, и бикини. Но вездесущность торговых автоматов, присущая японской городской среде, такова, что если район железнодорожного вокзала лишен дозаторов, это намекает на коммерческую энтропию.

Культура торговых автоматов в Японии опережает время

Сочетание онлайн-покупок, конкуренции со стороны мини-маркетов, ужесточения правил продажи табачных изделий и алкоголя и сокращения населения привело к сокращению количества торговых автоматов по всей стране (хотя их все еще более 4 миллионов в эксплуатации), но в отрасли есть признаки сплочения. Частично вызванные пандемией, машины с регулированием температуры, раздающие замороженные и охлажденные продукты, хорошо зарекомендовали себя. Высококачественные торговые автоматы для раздачи еды теперь несут предметы роскоши, такие как свежие сашими, стейки из говядины вагю и икра.

В последнее время широко освещаются торговые автоматы, предлагающие съедобных насекомых. Хотя практика поедания жуков ни в коем случае не является широко распространенной среди японцев, но и не является редкостью, их высокие продажи обусловлены заявлениями о пищевой ценности таких продуктов, как энергетические батончики сверчков, личинки ос, острые кузнечики и соленые куколки тутового шелкопряда, а также любопытством.

Культура торговых автоматов в Японии опережает время

Новые торговые автоматы впечатляют. Спиральные механизмы, напоминающие микромаркеты, со стеклянными витринами, похожими на прозрачные кладовые, обещают свежие и полезные продукты. В эпоху, когда бесконтактные платежи пользуются большой популярностью, биометрические и цифровые технологии, включая снятие отпечатков пальцев и распознавание лиц, могут в конечном итоге устранить потребность в наличных деньгах.

Несмотря на их повсеместное распространение и популярность, есть те, кто считает, что некоторые вещи не должны быть доступны в торговых автоматах. Для таких людей удивлением является обнаружить торговые автоматы Moet & Chandon по всему Токио, предлагающие случайным прохожим должным образом охлажденные жеробоамы марки шампанского.

Тем не менее, в постапокалиптическом мире, беспокоящемся о нарушении продовольственной безопасности и дисфункциональных цепочках поставок, торговые автоматы могут оказаться нашей последней надеждой — как в леденящем кровь антиутопическом романе Кормака Маккарти «Дорога», в котором последняя банка колы на планете из ржавых внутренностей автомата для напитков… ценится больше жизни.