Госдума приняла закон о поэтапном переходе на применение контрольно-кассовой техники (ККТ), передающей информацию о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде.

Переход на такую ККТ для вновь регистрируемой техники предусмотрен с 1 февраля 2017 года, для применяемой в настоящее время — с 1 июля 2017 года, для лиц, на которых возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, — с 1 июля 2018 года. До 1 февраля 2017 года положения об обязательном заключении договора с оператором фискальных данных и их передаче в налоговые органы через такого оператора организации и индивидуальные предприниматели (ИП) смогут применять в добровольном порядке.

Организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, до 1 июля 2018 года будут вправе не применять в их составе ККТ. Правительству также предоставляется право устанавливать порядок применения ККТ для отдельных групп организаций и ИП на период до 1 января 2017 года, в том числе с использованием устройств на мобильных телефонах, смартфонах и планшетных компьютерах.

Закон определяет требования к новой ККТ и фискальному накопителю, порядку регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ, а также порядку и условиям ее применения. Вводится экспертиза ККТ и технических средств оператора фискальных данных, определяются порядок получения разрешения на обработку фискальных данных и перечень требований к оператору фискальных данных, устанавливается порядок ведения реестров ККТ и фискальных накопителей. В ходе работы над документом депутаты учли предложение Банка России в части отказа от применения ККТ в банкоматах кредитных организаций.

Согласно закону, при расчетах кассовый чек предоставляется покупателю в бумажной и (или) электронной форме (при наличии такой возможности), а при расчетах с использованием электронных средств платежа в интернете — в электронной форме.

Закон ужесточает административную ответственность за неприменение ККТ в установленных законодательством случаях.

Штрафы для должностных лиц составят от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тысяч рублей, для юрлиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, но не менее 30 тысяч рублей. При повторном правонарушении, если сумма расчетов, в том числе в совокупности, составила 1 миллион рублей и более должностные лица будут дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет, а деятельность индивидуальных предпринимателей и юрлиц приостановлена на срок до 90 суток.

Закон определяет состав нарушений оператором фискальных данных норм законодательства о применении ККТ, дифференцируя наказание за их нарушение.

Ранее, при рассмотрении документа во втором чтении, Госдума поручила правительству РФ до 1 октября 2016 года подготовить поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие налоговые вычеты в связи с понесенными расходами на приобретение новой ККТ. В связи с этим при формировании проекта федерального бюджета на 2017-2019 годы правительство должно будет предусмотреть средства на компенсацию регионам выпадающих доходов.

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров ранее пояснял, что в целях предотвращения установления производителями высокой цены на ККТ, предполагается, что ее производство будет осуществляться на основе конкурса. При этом, по его словам, в законе о бюджете должен быть предусмотрен грант победителям этого конкурса, условием которого является цена на эти аппараты.