Борис Белоцерковский, президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли утверждает, что «До 50% вновь закупаемого вендингового оборудования — российского производства».

— Еще два года назад, говоря о рынке вендинга в России, эксперты пророчили ему рекордные темпы развития и блестящее будущее. Как чувствует себя рынок вендинга сегодня?

— По данным Европейской вендинговой ассоциации (EVA), рынок вендинга в России оценивается порядка €500 млн. Сегодня вендинг продолжает расти, но, конечно, не теми темпами, какие мы наблюдали на протяжении последних трех-четырех лет. Рынок вендинга, как и весь российский ритейл, почувствовал снижение спроса. С декабря прошлого года цены на продукцию в торговых автоматах выросли в среднем на 20–30%. На фоне падения доходов населения это не может не сказаться отрицательно на вендинговом бизнесе. По опыту прошлых кризисов можно с большой вероятностью прогнозировать, что Москва в итоге пострадает меньше, регионы — больше. Тем не менее у рынка огромный потенциал. Популярность автоматизированной торговли будет только нарастать, так как все больше покупателей готовы покупать в автоматах.

Серьезное преимущество вендинга в том, что по сравнению с традиционной торговлей вендинговый бизнес является более высокомаржинальным, он способен быстрее реагировать на изменения рынка и у него большой потенциал развития в России. У нас один автомат приходится на 1500 человек. Для сравнения: в Японии, где вендинг наиболее развит, один автомат приходится на 20 человек, в США — на 40, в странах Западной Европы — на 110 человек.

— Не сделало ли снижение курса национальной валюты менее привлекательным развитие вендингового бизнеса? Ведь автоматы в основном производятся за рубежом.

— Это не совсем так. Сегодня в отрасли наблюдается активное импортозамещение. Российские производители вендингового оборудования получили колоссальное преимущество: техника, которая производится сейчас в России, на 30% дешевле того, что могут предложить на Западе. При этом она не уступает ни по качеству, ни по возможностям зарубежным аналогам. До 50% закупаемого нового вендингового оборудования приходится на российских производителей. Более того, ценовое преимущество открывает для отечественных производителей вендингового оборудования не только внутренний рынок, но и позволяет выходить на внешний.

— Какие проблемы сегодня представляют наибольшие риски для развития рынка вендинга?

— Это проблема, не связанная непосредственно с кризисом и лежащая в области законодательства. Это проект закона об обязательном внедрении контрольно-кассовых терминалов (ККТ). К счастью, закон еще не подписан. Он только проходит чтения. Мы, Национальная ассоциация автоматизированной торговли (НААТ), очень рассчитываем на то, что из закона уберут необходимость вводить ККТ в вендинговых аппаратах. Это потребует очень больших инвестиций от индустрии. Кроме того, во многие вендинговые аппараты ККТ невозможно внедрить технически. В результате часть бизнеса просто умрет.

Источник: Коммерсантъ