АО «Почта России» в Петербурге и Ленобласти начала выдавать заказы из интернет-магазинов через почтоматы. На текущий момент их около 170 штук, а осенью планируется установить еще 100. Совокупный объем инвестиций составляет 70 млн рублей. Эксперты считают развитие собственной сети почтоматов необходимым и отчасти статусным шагом на молодом и развивающимся рынке выдачи товаров, значительная доля которого уже принадлежит Ozon и PickPoint. При этом отставание «Почты России» компенсируется развитой сетью отделений, и уровень проникновения госкомпании в ближайшее время вряд ли будет превзойден.

В городе и области собственные почтоматы размещены преимущественно в магазинах «Магнит», «Фотосклад», «Цветклаб», а также в отделениях «Почты России». «Если учитывать партнерские постаматы, до конца года используемых Почтой будет более 560 по Северо-Западному региону, уточнили в госкомпании. При этом в настоящее время в целом по стране «Почта России» открыла 500 почтоматов, ее клиентам также доступны 1500 партнерских устройств, из которых они могут забирать свои посылки.

Почта России акцентирует внимание на почтоматах

Почтоматы «Почта России» закупила у госкорпорации «Ростех». Их размещение предполагается в 37 городах страны с населением от 500 тыс. человек. Общая сумма закупки 4804 почтоматов по итогам конкурсных процедур составила 1,25 млрд рублей. Их установят в торгово-розничных сетях, бизнес-центрах, на заправочных станциях, объектах транспортной инфраструктуры и в клиентских центрах Почта Банка. Около 400 почтоматов разместятся в почтовых отделениях.

Для «Почты России» расширение сети почтоматов — это необходимый шаг, без которого она неизбежно теряла бы долю рынка, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Конкуренция в логистике «последней мили» для online-продаж резко усилилась: собственные сети постаматов активно развивают маркетплейсы Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress, Cainiao, крупнейшие ритейлеры, например, X5 Retail Group (подразделение 5Post), а также логистические операторы «Сберлогистика», PickPoint, причем постаматы уже обеспечивают не только выдачу, но и возврат заказов.

Период активного расширения сетей постаматов продолжается: по итогам первого полугодия 2021 года их количество в России превысило 25 тыс., а к концу года может превысить 35 тыс. Абсолютное лидерство на российском рынке принадлежит Ozon (7,5 тыс. устройств), на втором месте PickPoint (6 тыс.).

Почта России акцентирует внимание на почтоматах

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что для «Почты России» выход на рынок постаматов, скорее, статусный шаг, а в городских и федеральных масштабах решающего влияния он не окажет.

«Дело в том, что госкомпания сейчас пытается реализовать экспансию на относительно молодой, но уже очень активно развивающийся рынок, причем делает это, увы, с существенным опозданием», — рассуждает господин Жарский. Тем не менее, в отличие от Ozon, PickPoint и других операторов постаматов, «Почта России» обладает колоссальной сетью отделений, и уровень ее проникновения, по словам эксперта, в ближайшее время превзойден не будет. «География ее присутствия находится вне всякой конкуренции, и она имеет возможность доставлять посылки в такие регионы и населенные пункты, в которые никто из ее конкурентов никогда не доберется. Это безусловное преимущество», — подытожил он.

Господин Бурмистров считает наиболее перспективными локациями для размещения постаматов торговые объекты сетей FMCG, которые заинтересованы в монетизации существующего трафика и привлечении дополнительного: в среднем размещение почтоматов может увеличивать трафик на 2–3%. «Поэтому для «Почты России» логично ускорить развитие партнерства с «Магнитом», у которого на 30 июня в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работало 967 торговых объектов», — добавляет Бурмистров.

Источник: Коммерсантъ