Государственный и частный секторы Японии способствуют увеличению потребления китового мяса посредством таких инициатив, как микромаркеты и торговын автоматы. Kyodo Senpaku Co., крупная токийская китобойная компания, к середине февраля откроет четыре микромаркета торговых автоматов по продаже китового мяса и продуктов из китового мяса в Токио и других местах.

В этом году исполняется пятый год с тех пор, как Япония вышла из Международной китобойной комиссии, и заинтересованные организации стремятся увеличить потребление продуктов, связанных с китами, в качестве первого шага в защите национальной культуры китобойного промысла. Со своей стороны, Агентство по рыболовству намерено увеличить национальные квоты на вылов китов примерно через два года.

Четыре торговых автомата установлены на первом этаже здания возле станции Keikyu Kojiya в районе Ота, Токио. Рядом с торговыми автоматами вывеска гласит: «Магазин Кудзира (китовый)».

Торговые автоматы продают китовое мясо и сопутствующие товары с конца декабря. Продукты включают замороженные продукты, такие как мясо красного кита, которое можно использовать для сашими и стейков с кровью; кожа; бекон; и наборы консервов, приготовленного кита, включая тушеное мясо Яматони.

«Мой отец ел тацута-агэ [разновидность жареного китового мяса] с ностальгическим выражением лица, а мой старший сын в старшей школе обожает китовый стейк со вкусом шою», — сказал Мики Яманака, 43 года, домохозяйка Ота Уорд, которая посетила магазин 6 января. «Сегодня я снова вернулась, чтобы купить еще».

Хотя цены могут показаться очень высокими — от 1000 до 3000 иен за отдельные товары — в микромаркете наблюдается постоянный поток покупателей. «Мы были удивлены большими продажами, которые превзошли наши ожидания», — сказал 38-летний Кодзуэ Михира, начальник отдела продаж Kyodo Senpaku. «Мы хотим поддержать людей, которые говорят: «Я хочу есть [мясо кита], но не знаю, где его найти».

Японская компания использует торговые автоматы для продвижения потребления китового мяса

Компания планирует открыть два дополнительных автономных микромаркета в Токио и районе Мотомати в Йокогаме к концу января и один в районе Умэда в Осаке к середине февраля. Они также планируют продавать сашими «ономи» — высоко ценимую жирную часть, взятую из хвостового плавника.

Фирма будет следить за продажами с прицелом на увеличение количества магазинов примерно до 100 по всей стране в течение следующих пяти лет.

Мясо кита считается питательным, так как оно содержит большое количество белка и железа. Китовое мясо играло важную роль в японских семьях после окончания Второй мировой войны, когда многие люди боролись с нехваткой продовольствия.

Согласно статистике Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства, в 1962 финансовом году Япония потребила 233 000 тонн китового мяса, что превышает показатели говядины (157 000) и курицы (155 000).

Японская компания использует торговые автоматы для продвижения потребления китового мяса

Однако популяция китов начала резко сокращаться из-за чрезмерной охоты. В 1980-х годах IWC, которая контролирует запасы китов как морского ресурса, объявила мораторий на коммерческий китобойный промысел.

Впоследствии пищевые привычки японцев изменились, и употребление в пищу китового мяса быстро исчезло. В 2000-е годы антикитобойные организации проводили ожесточенные акции протеста и препятствовали китобойным судам. «Даже сейчас некоторые ритейлеры не решаются продавать китовое мясо из-за опасений возможных проблем», — сказал представитель китобойной отрасли.

В 2019 году Япония вышла из МКК и возобновила коммерческий китобойный промысел в японских территориальных водах и исключительной экономической зоне (ИЭЗ). Однако правительство устанавливает квоты на вылов, чтобы предотвратить неблагоприятное воздействие на популяцию китов.

В этом году, например, квота установлена ​​на уровне 379 китов трех видов, включая кита Брайда. Таким образом, уловы ниже, чем в период с 1987 по 2019 год, когда страна вела китобойный промысел для научных исследований в основном в Антарктическом море. С тех пор, как Япония вышла из МКК, внутреннее потребление китового мяса было относительно низким и составляло от 1000 до 2000 тонн в год.

Официальный представитель Kyodo Senpaku выразил растущее чувство тревоги, заявив: «Если внутреннее потребление не увеличится, традиционная китобойная промышленность не выживет, и [элементы] уникальной диетической культуры Японии будут потеряны».

Несмотря на снижение потребления китового мяса в японских домах, государственные и частные организации продолжают усилия по увеличению его потребления. Например, они включили китовое мясо в школьные обеды, продвигали рецепты китового мяса и запустили веб-сайт, на котором представлены закусочные, где подают китовую еду.

Вендинговые микромаркеты нацелены на расширение возможностей потребителей покупать китовое мясо, а долгосрочная цель — увеличить продажи в магазинах супермаркетов и других торговых точках.

Kyodo Senpaku проводит рекламные кампании, в основном предлагая сырое китовое мясо для сашими. Начиная с февраля компания планирует ежегодно импортировать около 3000 тонн мяса финвалов из Исландии в северную Европу.

В октябре прошлого года правительство Японии приняло участие в общем собрании МКК в Словении в качестве наблюдателя. Высокопоставленный чиновник Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства сказал: «Не было никаких признаков компромисса между странами, выступающими против китобойного промысла, и теми, кто его поддерживает». В свете этого правительство пока не будет присоединяться к IWC.

Поскольку коммерческий китобойный промысел, вероятно, продолжится в территориальных водах и ИЭЗ Японии, Агентство по рыболовству планирует установить новые квоты на вылов. С 2024 года оно расширит свой список из трех легально добываемых видов, включив в него более крупные типы китов, и в настоящее время проводит исследования с этой целью.